Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

боевые искусстваБлюминг о Сетокане

Знакомство с каратэ
В один мартовский день 1959-го года в самом начале моего пребывания в Японии мы с моим приятелем Биллом Бахусом сидели в ресторане в Кодокане и спокойно поглощали свой обед. Вдруг в ресторан вошел незнакомый мне американец. Он держался горделиво, словно сошел к нам с небес, оглядел всех угрюмым взглядом, сел и стол и выложил на него свои кулаки, так чтобы все могли разглядеть его огромные, покрытые мозолями костяшки.
—А это еще что за явление такое?—спросил я Билла. —Второе пришествие Христа?
—А, это Питер Урбан. Он из Годзюкай. Это такая организация каратэ. У него черный пояс, первый дан. Его учитель —Ямагути по прозвищу «Кот».
Я уже слышал о каратэ, видел некоторые фотографии с приемами этой борьбы и решил, что мне тоже стоит попробовать заняться ею. Я спросил Донна Дрэгера, подойдет ли додзе Ямагути для начала моих занятий каратэ. Но Донн решил, что мне стоит познакомиться с другой школой —Сетокан.
Организация Сетокан—Японская ассоциация каратэ (JKA)—занимала в это время старое помещение Кодокана в районе Суйдобаси. Руководил ею Накаяма Масатоси, 8-й дан. Главное додзе Сетокан располагалось прямо под нашим гимнастическим залом, так что выбор Донна был вполне оправдан. И вот там-то началось мое изучение каратэ.
Что мне не понравилось сразу, так это то, что, как иностранец, я должен был внести плату сразу за три месяца вперед. К счастью, занятия там не обошлись мне особенно дорого, потому что я довольно быстро сообразил, что каратэ JKA не для меня.
Во-первых, мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что тамошние инструкторы готовы с большим интересом тренировать дойных коров, чем иностранцев. Наверное, я мог бы с этим смириться, но после нескольких недель в додзе Сетокан тренировки там мне ужасно наскучили: каждый день—одно и то же. Бесконечными часами, днями, неделями и месяцами сетокановцы повторяли одни и те же базовые элементы. И еще меня ужасно раздражали постоянные назойливые приставания с рекомендациями по поводу положения стоп в стойках, с указаниями, куда должен быть направлен носок той или другой стопы. Особенно достали меня их визгливые выкрики, которыми все тамошние каратисты напоминали мне девок из дешевых ужастиков. Я твердо убежден, что эти визги подходят только для детишек, что они, особенно если ЭТО касается иностранцев, нужны как зайцу пятая нога.
Чаша моего терпения переполнилась 29 марта. В тот день сетокановцы устроили в своем додзе рандори, которое они называют «кумитэ». «Ну, парень,—подумал я,—наконец-то свершится то, ради чего ты сюда пришел!» Но не тут-то было! «Нет, нет! Нельзя! Для белого пояса кумитэ слишком опасно!» —заявили мне молодые парнишки, которые руководили тренировками. Оказывается, для меня, бедненького малыша, это «слишком опасно»! Уж и не знаю, с чего это они так решили. Ведь все они были младше, легче и меньше меня ростом. Да к тому же, насколько я мог видеть, в своем кумитэ они, на самом деле, не дрались, а просто пинали воздух. Я имею в виду, что у них разрешалось наносить маэ-гэри — удар ногой вперед—в живот, но мава-си-гэри —круговой —по голове —ни-ни. Что же касается ударов руками в лицо, то они были совершенно запрещены, и стоило кому-то задеть противника кулаком, инструкторы приходили прямо-таки в бешенство.
Им было наплевать на мой третий дан по дзюдо, на два года войны в Корее, на то, что мне довелось жить при нацистах и во время Голодной зимы. Причем говорившие мне об опасности для меня кумитэ не проявили даже элементарной вежливости. Большинство черных поясов Сетокана, посещавших это додзе, вели себя, словно заправские солдаты самого Господа Бога, хотя на самом деле были просто сопливыми юнцами. Они меня прямо-таки достали своим высокомерием.
В общем, я был сыт по горло и в присущей мне тактичной манере прямо сказал Накаяме и другим сэнсэям: «Ну, если ваше кумитэ такое опасное, то почему бы вам не выстроить своих черных поясов в шеренгу передо мной? Пусть они применяют против меня любые приемы, и я буду поступать так же. И вот тогда мы увидим, для кого опасно кумитэ!»
Принять м

Комментарии (49)
rss свернуть / развернуть
Несмотря на мое неуважение к такому явлению, как Шотокан в большинстве его проявлений, это достаточно самонадеянная и поверхностная оценка. Да и не знакомство это с шотоканом, а знакомство с конкретным мастером и его додзе.
Интересно, из каких соображений дружок Билли предпочел шотокан Ямагучи.
Было бы любопытно дочитать.
свернуть ветку
чего-то я не понял ваш пост... подозреваю отсутствие некоторых знаков препинания.
свернуть ветку
Грешу витьеватостью время от времени ))
Самое главное в конце: было бы интересно дочитать. Судя по всему, текст приведен не полностью.
свернуть ветку
мммм, а концовка ?
свернуть ветку
Принять мое предложение высокие сэнсэи, естественно, не пожелали, и я сказал им, что им следует сделатьь со своей системой, и ушел.
Возвращаясь в своей памяти к этому эпизоду сегодня, я думаю, что мог бы тогда поступить тактичнее, но в то же время не нахожу ничего неправильного в том, что я тогда сказал и как тогда поступил. Я убежден, что те методы, которые используются при преподавании Сетокан каратэ в Японской ассоциации каратэ, не позволяют научиться побеждать в боях, как уличных, так и спортивных. В конце концов, ведь в действительности противник никогда не выхаживает по три шага взад и вперед, чтобы потом выполнить поворот. Думаю, история подтверждает мою правоту в отношении японских сетоканов-цев, потому что они ни разу не выиграли чсмпионаг мира по собственным правилам и потому что им надирали задницы каждый раз, когда они приезжали в Европу или еще куда-нибудь.
В 1970-м году у меня вышел спор с одним голландцем, обладателем черного пояса по Сетокану, во время судейского семинара в Аяцио на Корсике. Он встал в очень глубокую стойку и имел глупость сказать мне, что я не смогу сблизиться с ним, потому что он возьмет очко длинным ударом в живот. Тогда я просто наступил на его выставленную вперед ступню и отвесил ему жесткий удар сетэй — основанием ладони — по боковой части головы, после которого он — правда, через приличный промежуток времени —сказал, что такой удар запрещен. Некоторые не учатся никогда.
Далее, в Сетокан слишком много внимания уделяют ката. В старину, когда люди учились защищаться от нападающих с ножами и мечами, такие упражнения с заданными движениями были необходимы, потому что отработка приемов отражения меча голыми руками очень опасна. Но сегодня преступники чаще, чем ножи, используют пистолеты. И поскольку никто не может блокировать пули, если вы хотите научиться драться без оружия, отдайте лучше тренировочное время практике рандори.
Впрочем, возможно, методика должна строиться с учетом возраста занимающегося. Так, Донн Дрэгер, который был лучшим специалистом по ката дзюдо, какого я когда-либо видел, как-то сказал Биллу Бахусу и мне, что рандори нужно заниматься в молодости, а ката — в старости. Но ни Донн, ни я сам так и не состарились до такой степени... И хотя Донн, как я сказал, был специалистом по ката дзюдо, он всегда больше любил рандори. И в борьбе в партере он был способен стянуть штаны с любого, в том числе и с меня.
Не думайте, что я говорю так, потому что никогда не изучал никаких ката. Помимо самых разных ката дзюдо, я изучил десять ката каратэ Кекусинкай. То время, которое я провел с сэнсэем Ояма, изучая их, было для меня чем-то особым, и я всегда буду ценить этот опыт. Но проблема ката заключается в том, что все они учат одному и тому же—некоторым традиционным способам дыхания в сочетании с ударами рук, ног и иногда с глупыми способами блокировки. Вы скажете, что предполагается, что эти блоки представляют собой зашифрованные приемы. Знаю-знаю. Вот и давайте: когда мы с вами будем в следующий раз драться, попробуйте применить свои «зашифрованные приемы». А я просто дам вам по яйцам, и мы вместе посмотрим, кто первый ляжет!
По моему мнению, назначение ката—обучать базовой технике в заданной форме, сохранять стиль и, может быть даже, если очень-очень серьезно о них думать, дать ученику элементарные знания о системе рычагов и механизмах движений, Поэтому, хотя я и привез первые десять ката Кекусинкай в Европу в ноябре 1961-го года и все еще могу обучить большинству из них, чтобы убедиться в их полезности, мне все еще нужно встретить такого чемпиона по ката, который, без серьезных занятий боем, смог бы побить хотя бы мою бабушку с зонтиком в руках.
Последователи Сетокана слишком сильно зависят от того, чтобы их партнеры выполняли предписанные им действия. Но в этом Сетокан вряд ли уникален...
свернуть ветку
Как-то раз Донн Дрэгер сводил меня в токийское додзе к знаменитому сэнсэю айкидо Уэсиба Мо-рихэй. К тому времени сэнсэй был уже очень стар, но его сын, Уэсиба Киссемару, также знаменитый мастер, был не такой уж старый, и я попросил его о дружеском поединке. Но, к моему величайшему удивлению, Киссемару сказал, что в айкидо вообще не борются! И все по той же причине: айкидо чрезвычайно опасно!
Понаблюдав некоторое время За тем, как старшие ученики Уэси-бы бегают кругами и выполняют нырки и падения, якобы в результате бросков, которые не сработали бы даже против моей бабушки, я сказал Донну, что если бы хотел заняться танцами, то нашел бы в Голландии школу получше. Каждый должен делать то, что ему нравится, но я приехал в Японию учиться искусству самообороны и по-товарищески бороться с разными будока. чтобы узнать как можно больше об этой стороне человеческой жизни, а не о танцах.
Что хуже всего, в школе Сетокан учеников учат останавливать удары перед мишенью. В результате такой порочной практики, угодив в драку, в которой удары не будет считать судья или компьютер, они не смогут причинить противнику никакого вреда, потому что будут рефлекторно сдерживать удары. Один из способов решения этой проблемы—отработка ударов на разных предметах. Я до сих нор наношу по тридцать ударов в кирпичную стену в перерывах между подходами к штанге. Я концентрируюсь на нанесении ударов костяшкой указательного пальца, чтобы она была всегда готова к серьезному случаю. В конце концов, мы ведь никогда не знаем, когда потребуется наше оружие. Впрочем, думаю, что начинать надо с ударов по мешкам или макиварам, потому что с поломанными костяшками и с пальцами, пораженными артритом, серьезные удары наносить невозможно.
И все-таки, если кому-то нравится сниматься чем-то, что не может мне повредить, с чего бы мне говорить им, что ими занимаются не тем. чем нужно? И одно то, что чьи-то идеи расходятся с моими, еще не означает, что мой оппонент не может быть великим будока. Прекрасной иллюстрацией здесь может быть уже упомянутый лидер Японской ассоциации каратэ Накаяма Масатоси из школы Сетокан.
Хотя он прекрасно знал, что я думаю о каратэ Сетокап, в 1971-м году во время чемпионата мира по каратэ в Париже он оказал мне большую поддержку. Тогда французы потребовали от меня сдать им экзамен, чтобы я имел возможность судить бои. Я был взбешен и пригрозил, что, если мне не позволят участвовать в чемпионате, я покину соревнования, поскольку являюсь обладателем государственной лицензии и 6-го дана, присвоенного японским сэнсэем. Такую же позицию занял Накаяма, он сказал, что в знак солидарности со мной готов покинуть турнир и увезти японскую сборную, потому что я честно заработал свой ранг в Японии, имею большую известность и являюсь тренером национальной сборной Голландии, и что этого вполне достаточно, чтобы оценить мою квалификацию. После этого я проникся уважением к сэнсэю. У него был настоящий дух будо. И мне было очень жаль узнать, что несколько лет назад Накаяма ушел из жизни.
Но в то время, в 1959-м, я был еще очень молод и гораздо менее терпим, чем сегодня. Так что, вернувшись в Кодокан, я в тот вечер в присутствии Билла Бахуса высказал Донну Дрэгеру все, что думаю о групповых танцах старушек из Сетокапа:
— Слушай, если бы я хотел потанцевать с этими ребятами, то пошел бы в бар для голубых. Но я-то хочу научиться драться! Мне нужно туда, где этому учат!
свернуть ветку
Нда.
Несмотря на все регалии, Блюминг раздражает меня теперь еще больше.
свернуть ветку
Хотим продолжения
свернуть ветку
продолжение в Блюминг о кекушине
свернуть ветку
Статья весьма интересная и поучительная, но о Сетокан каратэ-до до сего времени мало людей осведомлены, как о системе реального боя, подготовленного японским министерством обороны для применения в русско-японской войне 1904-1905 года, а так же для боев в Первую Мировую войну. Техника сетокан каратэ-до предназначена для применения с реальным оружием. Некоторые приемы ведения такого боя можно увидеть в технике применяемой в воздушно-десантных войсках РФ. Желание подраться весьма различно от желания убить. "Просто дам вам по яйцам" автора и убить врага в рукопашном бою - это разные вещи. Отсутствие ударов рукой в голову предопределено ношением военной стальной каски на голове воина.
Отсутствие ударов ногой в голову предопределено скользкой и вязкой почвой на большей части территории Японии.
Цель криков на начальном этапе занятий Сетокан каратэ-до точно такая же, как и у речевки во время бега, произносимой в американской армии: во время таких выкриков у бойца тренируется стабильность дыхания при получении ударов в корпус. Таким образом отсутствует возможность сбить собственное дыхание во время боя.
Когда тренируешься в чужом зале, оплату всегда берут заранее, так как аренда дороже.
Ката - это особый разговор. Об этом можно прочитать, а так же еще опубликовать целые книги, так как смысл ката - во многом до сих пор секретный, даже для мастеров. Канадзава Хирокадзу в книге “KARATE KUMITE ZENSHŪ”. – Tōkyō: Hirokazu KANAZAWA, 1987.-215p.
(на яп.,англ.,фр. языках) ISBN4-262-16201-X C2075
“ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ КУМИТЭ КАРАТЭ”. – Токио: Хирокадзу КАНАДЗАВА, 1987.-215с.дает программу подготовки мастеров. Для того, чтобы стать мастером 4-го дан, нужно следующее:

YONDAN (НДАН – ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ.)
I. KIHON.
*SINSAIN SHITEI (СИНСАИН СИТЭЙ - НАЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ.)
II. KUMITE.
*KENKYŪ HAPPYŌ (КЭНКЮ ХАПП - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ.)
SHITEI KIHON (СИТЭЙ КИХОН - НАЗНАЧЕННЫЕ ОСНОВЫ ОСНОВ.)
III. KATA.
*TOKUI KATA: 2
ПРИЛОЖЕНИЕ: YONDAN SENTEI KATA ( МЭЙК, ВАНКАН, УНСУ, ГОДЗЮСИХО-ДАЙ, ГОДЗЮСИХО-С).
KENKYŪ HAPPYŌ (КЭНКЮ ХАПП - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ.)

Как мы можем увидеть 4-ый дан - это прежде всего исследователь в области боевых искусств!!!

Еще один из примеров: название "Тэн-но-ката" (см. описание ката: Фунакоси Г. Каратэ-До Ньюмон. Ростов-на-Дону:"Феникс", 1999.-160с.) можно перевести как "Небесная форма", но на слух это можно перевести как "Обучение императора" - поскольку Фунакоси Гитин давал уроки наследному японскому принцу Хирохито, который позднее стал императором Японии.

Очевидно, что у автора статьи хорошая подготовка по дзю-до и гораздо интереснее было бы прочитать его комментарии о технике и ката дзю-до.
свернуть ветку
Начнем по-порядку...

* "о Сетокан каратэ-до до сего времени мало людей осведомлены, как о системе реального боя, подготовленного японским министерством обороны для применения в русско-японской войне 1904-1905 года, а так же для боев в Первую Мировую войну."

Если это разработки минобороны, то должны быть документы подтверждающие это.
Где они? У вас есть на них ссылки?
свернуть ветку

Ради бога, какая система реального боя? В том виде, в котором Сетокан практиковался Фунакоси, ничего "реального" и прикладного нет.
свернуть ветку
"о Сетокан каратэ-до до сего времени мало людей осведомлены, как о системе реального боя, подготовленного японским министерством обороны для применения в русско-японской войне 1904-1905 года, а так же для боев в Первую Мировую войну"

Разрешите уточнить, в каком году Фунакоси-сэнсэй открыл свое первое додзе в Японии?
свернуть ветку
кстати да! Первый додзе в Японии был открыт в начале 20-х ))

И про удары рукой в голову я как-то не поняла. Каски были с забралом что ли?
свернуть ветку
Мой опыт в БИ начался с шотокана. Смысл всей этой системы для меня - один удар - один труп. Со всеми вытекающими. Если есть поставленный мощный удар плюс закалка ударных поверхностей, шотокан вполне эффективен против банды гопников. Против противника равного тебе по физической и технической подготовке обрезанный спортивный вариант, конечно, не проканает. По крайней мере, я до сих пор помню радость первых побед в уличных драках благодаря именно базе шотокана :). И так же помню всю гамму чувств, когда стал спаринговать с ребятами серьезно увлекавшимися боксом и кикбоксингом. :(
Сейчас, через пятнадцать лет, благодаря книгам Юрьича я опять начинаю возвращаться к Шотокану и Фудокану. Пытаюсь взглянуть по новому на ката и открывается много нового...
свернуть ветку
Анастасия, сито-рю было реальной системой? )))))
Вы просто не видели сетокана. Кстати, вы в курсе в чем отличие сито-рю от сетокан (ну, кроме основателей и названия =))))))?
И сетокан и сито-рю вышли от Итосу... Итосу же и ввел безопасный кулак.
И много чего еще...Следующая тема будет о Итосу Анко и его взаимоотношениях с Мацумурой Соконом и о том, у кого тренировался Итосу когда его... незамечал Мацумура.

Мабуни же имел большую колекцию ката...коллекционер, однако.
свернуть ветку
Сергей, скажу банальность, все зависит от учителя.
У меня небыло проблем ни с боксерами, ни с кикерами.
У меня было за всю мою жизнь всего две травмы\поражения от боксеров-кикбоксеров:
1. Я отзанимался полгода рукопашным боем на основе самбо (то, что сейчас именуют боевым самбо) и схлеснулся с челом от вышеназванного направления. Результат - поломанный нос.
2. Я пришел с другом в зал кикеров. Их тренер, МС вроде, предложил поработать, сначала руками, а потом ногами. Я его достал несколько раз руками, а он не смог пробить мою защиту, и он осерчал. Во время работы ногами он вошел в ближнюю дистанцию и стал бить руками. Я отбивал рефлекторно, не задумываясь, а потом пришла мысля "мы же вроде ногами работаем", и я захотел ему об этом напомнить.
Я: Стой! Мы же ногами рабо..., - и я оказался на заднице.
Тут подбежал мой приятель с криками "не драться, не драться..." и остановил нас.

Все. Больше ничего необычного...
свернуть ветку
#12 Есть научно-методический сборник Алексея Горбылева Выпуск-1 «Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой». 240 с. вышел из печати 12 января 2009г. В этом сборнике есть статья японская учебно-методическая литература по каратэ 1922-1944 годов. Историко-библиографический очерк.
#13 Фунакоси Гитин практиковал для разных слоев населения: от школьников общеобразовательных учреждений до профессиональных военнослужащих Японии. ( см. книгу Фунакоси Гитин «Каратэ-до мой образ жизни»)
#14 В 1902 году программу физической подготовки по каратэ ввели на острове Окинава педагогическое училище и первая государственная средняя школа префектуры Окинава, где преподавал Фунакоси. (см. Фунакоси Г. «Каратэ до кехан»). По этой книге в 1916, а затем 1917 годах Фунакоси демонстрировал во Дворце воинской морали (Butoku-den) в Киото. В Токио Фунакоси попал в1922 году на первую национальную атлетическую выставку, которую проводило министерство образования Японии. После чего его попросили там остаться. Его додзе было всегда там, где он преподавал.
#15 Посмотрите, пожалуйста, любой военный фильм, тогда будет понятно, когда голова в каске движется, кулаком можно попасть именно по каске. Этого будет достаточно, чтобы ваша рука сломалась.
С уважением!
свернуть ветку
Павел, думаю, не только от учителя. Большинство тренеров подтвердит мои слова, что если вывести группу каратистов со стажем занятий до двух лет на дружескую встречу с группой боксеров с таким же стажем, то результат будет явно не в пользу каратек. Возможно сейчас, при условии проведения тренировочных спарингов в шлемах и перчатках эта тенденция и изменилась. Но когда я занимался каратэ, привичка не доносить удар до лица и отстутствие навыков бить сериями, принесло мне немало шишек и синяков. А тренер у меня был очень хороший, просто не ставил задачу формирования навыков уличного поединка на первое место...
PS. Если не трудно может раскажите, с кем были проблемы? :)
свернуть ветку
#19 "В Токио Фунакоси попал в1922 году на первую национальную атлетическую выставку, которую проводило министерство образования Японии. После чего его попросили там остаться."

Как это высказывание согласуется с этим:

"о Сетокан каратэ-до до сего времени мало людей осведомлены, как о системе реального боя, подготовленного японским министерством обороны для применения в русско-японской войне 1904-1905 года, а так же для боев в Первую Мировую войну."

И с этим:

"Примерно в начале 1935 года Национальный Комитет Каратэ поддержал мое ходатайство и выделил средства для строительства первого додзе каратэ в Японии. Конечно, я испытал чувство гордости, когда весной 1936 года впервые вошел в новое додзе (в Дзосигая, район Тосима) и увидел над его дверью вывеску с названием «Сетокан». Это название присвоил ему Комитет. Я не знаю, по какой причине они выбрали в качестве названия мой литературный псевдоним, которым в юности я подписывал свои поэмы в «китайском» стиле."(с) "Каратэ-до, мой жизненный путь", Гитин Фунакоси

???????????????????????????

То есть в Токио Фунакоси-сэнсэй остался в 1922 году, в 1935 появилось название "сетокан", а в 1904-1905 году министерством обороны Японии уже было разработано каратэ сетокан и применялось в первую мировую, 1914-1918?

И все-таки, кем было разработано каратэ сетокан, министерством обороны Японии или Фунакоси- сэнсэй?

С уважением ко всем будока!
свернуть ветку
Ну я так и знала, что мой ответ вы будете использовать в переходе на личности.
Я прекрасно знаю, чем ситорю отличается от сетокана - это во-первых.
Во-вторых, здесь речь о сетокане, не правда ли?
В-третьих, все "японское" карате было оздоровительно-спортивным, а не боевым.
Я не люблю навешивать ярлыки на самом деле, хотя могло показаться иначе. Я считаю, что на базе абсолютно любой школы БИ может вырасти большой мастер именно с точки зрения прикладности. Но ему для этого необходимо творческое мышление, осознанность, большая доля самоанализа, умение фильтровать. Ибо на базе того карате, которое обосновалось в Японии, воспитать бойца, воина нельзя. А чтобы вырасти бойцом из стиля сетокан уровень развития вышеперечисленных качеств должен зашкаливать.
свернуть ветку
ПыСы. Сетокан знаю изнутри.
свернуть ветку
Анастасия, какие "личности"? О чем вы... Просто странно слышать такое от представителя сито-рю(сюри-тэ, к которому принадлежит и сетокан). Если бы человек другого направления об этом написал (к примеру, наха-тэ), я бы понял, а так... Есть подозрение, что вы слабо представляете разницу...
Вот к примеру, вы считаете сетокан японским стилем, а сито-рю окинавским?)))
свернуть ветку
#12 Есть научно-методический сборник Алексея Горбылева Выпуск-1 «Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой». 240 с. вышел из печати 12 января 2009г. В этом сборнике есть статья японская учебно-методическая литература по каратэ 1922-1944 годов. Историко-библиографический очерк.

смотрю и в упор не вижу документов минобороны японии о создании сетокана для нужд русско-японской, а также первой мировой войны.
свернуть ветку
Но когда я занимался каратэ, привичка не доносить удар до лица и отстутствие навыков бить сериями, принесло мне немало шишек и синяков.

А вам про рэн-цуки или дан-цуки рассказывали?
Это как раз серийные удары.
Классический блок предполагает защиту от двойки-тройки, в том числе и на разных уровнях.

Проблемы в спаррингах были только с борцами, но и то только на татами, т.к. нельзя втыкать пальцы в глазки и выкручивать мягкие части тела)))
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.