Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

УшуЧТо представляет собой шаолиньский монах

Ушу: ЧТо представляет собой шаолиньский монахВ этой теме хотелось бы поговорить о монахах и возможно приоткрыть занавес мистификации окружившей это понятие "шаолиньский монах".

У монахов сущствуют некие "ранги" хотелось бы узнать о них.
Еще интерисуют "прижженные точки" на головах монахов.. что они означаю, для чего и кому их прижигают?

Комментарии (18)
rss свернуть / развернуть
Я только в кино видел монахов с точками на голове. Нынешние бегают без точек. Наверное не модно)))))
свернуть ветку
=) и все-таки они что-то значат и должны быть. Нынешние без точек т.к. это скорее всего не сами монахи, а переодетые из местных школ (я так думаю)
свернуть ветку
Я у своего учителя Децяна на лысине не заметил)))))) У меня много документальных фильмов и там не видел)))))).
свернуть ветку
Ладно, а как насчет "рангов"? я слышал такой- послушник. образно представляю кто такой и его положение) Может есть более подробные сведения, касающиеся этого и не только рангов?
свернуть ветку
Посвящение в монахи Шаолиньского монастыря

Все монахи Шаолиньского монастыря, равно и как большинства других чань-буддийских монастырей в Китае, проходят двухэтапное посвящение, причем эта традиция сложилась еще в эпоху в VIII в. После второго этапа монах получает особое удостоверение и его имя заноситься в генеалогические списки школы в единый реестр монахов, хранящийся во Всекитайской буддийской Ассоциации. В монашеском удостоверении обязательно указывается мирское имя, новое монашеское имя посвященного и имя его учителя, который с этих пор несет полную ответственность за своего ученика. Большая часть хроник Шаолиньсы, в том числе и списки монахов, опубликованы в "Большой энциклопедии Шаолиньского монастыря по ушу" (Пекин, 1995, т. 1), поэтому не составляет труда отличить настоящего шаолиньского монаха-бойца (усэн) от "фальшивого".
свернуть ветку
Кто такие шаолиньские монахи и послушники?
Кто может стать шаолиньским монахом?
Что представляет собой легендарный монастырь?
Чтобы ответить на эти и многие подобные вопросы, нам придется немного поговорить об истории Китая, с которой неразрывно связана история Шаолиньского монастыря.
Созданный в 6 веке н. э., монастырь в горах Суншань, был одной из многочисленных буддийских обителей, возникших в то время на территории огромной Империи. Свою известность он получает лишь в 13 веке, когда к нему начинают стекаться паломники, желающие получить новые знания о боевом искусстве, медицине, науках или просто найти прибежище в буддийской обители, стоящей в Священных горах.
Было бы ошибкой считать, что Шаолиньский монастырь это - только обитель монахов-бойцов (усэнов). Большая часть людей, живущих в монастыре, не изучает боевое искусство (У). Эти люди делают специальные ежедневные дыхательные упражнения, занимаются традиционной буддийской практикой (Фо), медициной (И), изучают светские науки (Вэнь).
Боевые Искусства (У) это неотъемлемая часть шаолиньской традиции и не существует в отрыве от других ее частей. Мастера говорят, что нет У без И или Фо без Вэнь, они взаимосвязаны и существуют только в едином комплексе.
Вас удивляет, что монахом Шаолиньсы можно стать за деньги? Объяснение этому факту можно найти в истории. Еще в 17 веке один из настоятелей монастыря ввел в обиход практику приема любых желающих в монахи за определенную плату. И в этом нет ничего удивительного для человека, знакомого с китайским менталитетом.
Деньги, внесенные новообращенным монахом, направляются в монастырскую казну. Однако это не означает, что человек, их внесший, будет посвящен во все хранимые мастерами тайны. Для того, чтобы он мог чему-то научиться, ему необходимо стать учеником одного из монахов- мастеров. А это возлагает на мастера ряд серьезных обязательств, например, за провинности ученика наказывают учителя. Поэтому отбираются лучшие. Мастер определяет достойных.
Сами китайцы могут стать послушниками монастыря, просто придя и попросив об этом. Но многие из них так и не становятся монахами. И не потому, что они недостойны, а потому что это предполагает большую степень ответственности. Стать монахом это принять10 запретов, 10 основных заповедей, и множество второстепенных, на что решается не всякий…
В настоящее время Шаолиньский монастырь стал скорее историческим памятником, чем буддийской обителью. И, хоть в нем и проводятся постоянные службы, большинство молодых людей, пришедших в Шаолинь, интересует изучение боевого искусства, а не традиция в целом.

Один из лучших шаолиньских бойцов современности монах Дэян (31-е поколение) в настоящий момент является старшим тренером шаолиньской команды по ушу и именно у него получают наставления в боевых искусствах практически все молодые монахи Шаолиньсы. Дэян начал свое обучение под руководством преподобного Дэцяня, а его прямым учителем (шифу) является старший монах монастыря Преподобный Суси.
свернуть ветку
Преподобный Дэцянь (мирское имя Ван Чанцин)- один из самых знаменитых Шаолиньских наставников современности, которому Шаолиньский монастырь во многом обязан распространением наиболее достоверной информации об истории, традициях и практических основах Шаолиньского учения. Читает наставления монахам различных монастырей в Китае, Японии, Сингапуре, Тайване об основах чаньского (дзэнского) учения. Опубликовал более двухсот книг, посвященных различным аспектам Шаолиньского ушу и автор многих специальных учебников для монахов. Признан как один из лучших знатоков шаолиньской медицины, носитель тайн техники Ицзиньцзина ("Канон изменения в мышцах", комплекс дыхательно-медитативой техники и энергетики). В настоящий момент возглавляет Международную всекитайскую академию Шаолиньского монастыря по ушу. Официальный советник и наставник Российской Федерации Шаолиньских боевых искусств. Считается одним из немногих последних хранителей истинных секретов Шаолиньского учения. В Шаолиньский монастырь пришел в шестилетнем возрасте и оставался в обители до 18 лет. Обучался у знаменитых патриархов Шаолиньской традиции Чженьцзюня, Дэчаня, Суси. Затем в связи с началом Культурной революции был вынужден уехать в Синьцзян, где занимался врачеванием и открыл первую в этом районе Шаолиньскую школу. В 1982 г. вновь вернулся в Шаолиньский монастырь, а в 1993 г.покинул монастырь и по просьбе шаолиньской общины возглавил Международную Китайскую Академию Шаолиньского монастыря по ушу, а также Особое Шаолиньское Военное училище.

Они могут, упершись горлом в острие, согнуть стальное копье, стоять на голове абсолютно неподвижно, будто перевернутая вверх ногами статуя, перерубить дерево ребром ладони, пальцами сорвать с него толстую кору, размолоть гранит в песок без видимых усилий (техника "алмазный палец"). Они могут часами висеть в петле, не задыхаясь ("искусство висельника"); в совершенстве овладев "движением гусеницы", лазать по стене с помощью мышц спины. "Искусством легких шагов" называют они хождение по тончайшим фарфоровым чашечкам... И, конечно, высшее мастерство - стойка на двух пальцах. Такие чудеса демонстрируют скромные и невзрачные на вид китайские монахи, великие Мастера Шаолиня. Они умеют "бить противника его же силой", "сочетать силу с вкрадчивостью", "нападать, обороняясь, и наоборот..." Все это называется ушу. И достичь такого мастерства возможно, лишь посвятив ему всю свою жизнь - с детства до глубокой старости.

Что же такое ушу? Боевое искусство, система воспитания или образ жизни? И то, и другое, и третье. Не все бритоголовые одинаково опасны. Например, лысые шаолиньские монахи считаются признанными борцами за мир во всем мире. Цель ушу - не в убийстве живого и даже не в обороне, а в раскрытии себя и в укреплении духа и тела. В древности ушу называлось иначе: "гун" - работа. Работа над собой. Чтобы стать великим бойцом, надо прежде всего - отучить себя от агрессивного стиля поведения. Истинный Мастер ушу применяет свое умение только для предотвращения насилия. Ушу - для терпеливых. За две недели познать все тайны невозможно. Путь к мастерству долог, и на первых порах занятия ушу вовсе не похожи на боевое искусство. Скорее - на гимнастику. Многим покажется, что это что-то общеукрепляющее и безобидное. Какие-то дыхательные упражнения, плавные движения рук и ног. Со стороны - просто урок физкультуры в младшей школе… Гимнастика монахов Шаолиня возникла во времена, когда не знали огнестрельного оружия и современных спортивных снарядов. Тренажерный зал с успехом заменяла крутая каменная лестница в монастыре, по замшелым ступеням которой монахи перемещались прыжками, чтобы укрепить все мускулы тела. К счастью, не все упражнения гимнастики ушу требуют таких уникальных условий. Вы можете тренироваться дома, в спортзале, у себя во дворе. И даже если не научитесь рубить рукой деревья, то укрепите здоровье, если, конечно, будете следовать правильной методике.
свернуть ветку
Где же научиться? Как же приобщиться к этой загадочной шаолиньской традиции? В Москве, как в любом крупном городе Европы или США, попадаются объявления о наборе всех желающих в школу ушу. Однако нужна осторожность: ушу - это не спорт, а сложная и порой опасная духовная практика. Начав заниматься ею под неумелым руководством, новичок рискует причинить большой вред прежде всего самому себе, своей психике. Знатоки утверждают, что приобщиться к шаолиньским боевым искусствам можно только на их родине - в Китае. А сейчас, с приездом в Москву, по приглашению нашего Центра, монаха Суньшаньского Шаолиньского монастыря Ши Янкана появилась возможность прикоснуться к истокам знаний и нашим инструкторам.

Итак, Китай... Настоящих Мастеров так запросто на улице не встретишь. Попасть в Шаолиньский монастырь легко (достаточно просто купить билет), но это не значит, что монахи тут же начнут обучать вас ушу. Хотя бы потому, что они дают клятву, что передадут Знание только посвященному монаху. И если открывают школу в миру, то обучают только каким-то комплексам упражнений, приемам релаксации, массажу, иглоукалыванию. Получить же методы достижения мастерства можно, только пройдя посвящение. Но ведь не все собираются становиться шаолиньскими монахами...

Сейчас существует масса школ для иностранцев. Правда, эти школы, построенные вокруг монастыря, не имеют на самом деле никакого отношения к Шаолиню - просто туристическая индустрия. Плата за занятия в этих школах - приблизительно $80 в день. Но и за эти деньги истинная традиция не откроется. Монахи держат в строгом секрете не столько технику, сколько методы достижения своего мастерства. Впрочем, и сам монастырь изменился под влиянием новой эпохи: туристы текут туда бесконечным потоком, а потому в Шаолине продается кока-кола и сникерсы. Улыбчивые молодые монахи торгуют в киосках, а в свободное от работы время предаются созерцанию и духовному самоусовершенствованию. Но некоторые из монахов мечтают овладеть мастерством, чтобы поскорее покинуть монастырь и открыть прибыльную школу где-нибудь на Западе. Поэтому и появилось много эксмонахов, порочащих имя Шаолиня. Истинные монахи - единственные хранители вековой мудрости - после утренней молитвы удаляются на половину монастыря, недоступную для посетителей. Вот они могли бы научить многому, но вряд ли расположены общаться с любопытными иностранцами.

А как же сами китайцы обучаются своему ушу? В Китае традиционно много школ ушу. То, что для нас экзотика, для китайцев -будничная практика. Изначально ушу было не боевым искусством, а просто универсальной системой воспитания. В этих школах учили читать и писать, преподавали историю Китая. Попросите современного московского школьника описать снаряжение древнерусского воина. Вряд ли он вспомнит что-нибудь, кроме кольчуги и копья. А вот маленькие китайцы подробнейшим образом могут рассказать, как был вооружен и одет древнекитайский воин. И объяснят смысл каждой детали в его облике. Об этом они узнают от своего Мастера. Мастер, преподающий ушу, должен быть известным и уважаемым человеком. Иначе к нему никто не придет. Если никому не известный тип приедет в Китай и объявит себя великим мастером, откроет свой зал и будет ждать учеников, бедняга разорится в полном одиночестве. Потому что мало просто хорошо уметь драться, надо еще иметь авторитет в духовной сфере. Столь же абсолютно невероятное происшествие для Китая - презентация школы ушу. Потому что процесс передачи Знания очень интимный. Там нет тренировок в нашем понимании: много народу в зале и все кричат. В настоящих школах ушу процесс обучения долгий, и иногда кажется, что ничего не происходит: Мастер может просто побеседовать с вами, не обучая в этот день каким-то приемам, может позвать с собой пройтись по местному рынку или еще куда-нибудь. Но это - тоже обучение, потому что ученик видит, как Мастер идет, как он говорит... Нет речи о том, что ученик будет перенимать его манеру поведения, особенно если ученик - европеец. Он все равно не сможет стать китайцем. Но он воспримет отношение к жизни своего Учителя: "Мастер - тот, к
свернуть ветку
"Мастер - тот, кто неуязвим для этого мира". И своим ученикам он передает не приемы, а "истинную традицию". В древности у великих Мастеров было по двести-триста учеников. И сейчас любой человек, пришедший к Мастеру, формально считается учеником. Но лишь в конце своего жизненного пути Мастер объявляет, кому он передает свою школу. Из тех, кто приходил к нему, это могут быть три ученика, а может быть - ни одного. В понимании китайцев эти избранные Мастером и будут считаться его преемниками. А все остальные - просто заходили в дверь зала. Не случайно доказательством того, что человек обучался где-то, служит не диплом, а генеалогическое древо, где показано, кто у кого наследовал традицию. В таком "древе" может быть всего лишь двадцать учеников за десять поколений. И только те, чьи имена упомянуты в этой генеалогии, или их ученики считаются в Китае приобщенными к традиции. Лишь эти посвященные могут открывать свои школы или просто обучать людей. И очень редки случаи, когда кто-то из них выезжает на Запад.
свернуть ветку
Сегодня, за политическими и экономическими потрясениями, охватившими Россию, мы чаще видим опасность с Запада, исходящую от США, объединенной Европы и расширяющегося HАТО, и при этом почти не замечаем серьезной духовной экспансии, распространяющейся по всему миру с Востока. Одной из форм активного влияния "восточной духовности", существенно отличающейся от западной и коренным образом от Православия, стали восточные боевые искусства. В Китае их называют ушу, в Японии - кэмпо. Весной 1998 года произошло событие, на которое мало кто обратил внимание, хотя оно того стоило. В Москву со специальной миссией прибыл настоятель Шаолиньского монастыря Дэ Цянь. Во время этой поездки шаолинским руководством было принято решение перенести штаб-квартиру Международной ассоциации шаолиньского ушу (которая объединяет школы боевых искусств Европы, Америки, Азии и Африки) из Гонконга - в Москву. Так легендарный Шаолинь оказался в самом сердце России!

Как пишет известный исследователь культуры Китая В. Малявин, "В ушу есть неподдельная тайна". Даже в Китае, где боевыми искусствами занимаются более 350 миллионов человек, принято считать, что постигли истинное содержание ушу единицы, для остальных это лишь вншняя форма приобщения к древней традиции. Что же скрывается за привлекательной и яркой формой физических упражнений, более всего напоминающих пластический контур танца? Что влечет к нему миллионы последоватлей? В России, по предварительным оценкам, уже сейчас восточными боевыми искусствами занимаются около восьмисот тысяч человек. В одной из московских школ, расположенной рядом со Сретенским монастырем, недавно появилось необычное объявление: детям предлагалось заниматься синъицюань (одним из самых эффективных и опасных стилей) - "для коррекции фигуры"! Советские зрители впервые увидели некоторые формы ушу в фильме "Гений дзюдо" (1964г.). Известный японский актер Тосиро Мифуне стал любимым исполнителем ролей в фильмах всемирно признанного режиссера - Акира Куросавы. В середине шестидесятых "Гений дзюдо" вместе с "Великолепной семеркой" американского режиссера Дж.Стсрджеса были в числе самых популярных у молодежи зарубежных фильмов. Hо, наверное, даже сейчас мало кто знает, что и "Великолепная семерка" была лишь переработкой для Голливуда сценария фильма Куросавы "Семь самураев", получившего премию "Оскар" еще в 1955 году. Так кинематограф начал успешную пропаганду восточных боевых искусств по всему миру. Отголоском ушу стал разработанный у нас и быстро завоевавший популярность стиль, названный "самбо" (самооборона без оружия). Он был очень эффективен, и многие мальчишки предпочитали его боксу и борьбе. В начале восьмидесятых мне удалось увидеть подлинных адептов ушу не в кино и даже не в Китае, а в Москве. Произошло это на Московском международном конкурсе балета. Выступление китайцев на конкурсе стало сенсацией. Они показали такой изящный танец и такую высокую технику, о которой в России к тому времени уже стали забывать. Меня, естественно, интересовало, что является источником необычайных способностей китайских танцоров. Hа вопросы о "технике" они отвечали, что получили ее от русских мастеров классического танца. Однажды, когда нам предстояла экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру, я пришел в гостиницу "Россия" пораньше, чтобы напомнить ребятам о поездке. Во дворе гостиницы я увидел юного китайского артиста,( тогда ему было 17), который очень медленно и плавно совершал необычные движения, напоминавшие одновременно замедленную съемку и изысканный танец. Когда я наконец пришел в себя и спросил, чем занимается Чжан Вейцзян, мне коротко ответили: "ушу". Так я впервые услышал это слово. С трудом выпытал у ребят, что оно означает: ушу, сказали мне, - тайное китайское боевое искусство, которое является национальным достоянием; уроки ушу они брали у одного старика и не хотели, чтобы об этом кто-то знал. Переводчица подтвердила, что ушу - тайное искусство боя и оздоровительная система.
свернуть ветку
Чтобы найти ответ, потребовалось немало времени. Потребовалось постичь основы истории, философии и религий Китая, китайской медицины: иглоукалывания, массажа, цигун (энергетического воздействия). Потребовалась помощь друзей - как в Китае, так и в России, за что приношу им сердечную благодарность. Одной из лучших работ следует признать исследование ушу удивительно талантливым российским ученым профессором А. Масловым.

Так что же такое ушу? Если мы спросим об этом, то он наверняка ответит: "Ушу - это эффективная система драки и оздоровления организма". И такой ответ будет верным, если вспомнить тот образ, который формировался на протяжении ряда лет современным кинематографом и литературой. Если же мы посмотрим в корень этого явления, то поймем, что ушу совсем не то, чем их представляют. Заглянем для начала в историю боевых искусств Китая. Обычно традицию ушу ведут с незапамятных времен: от персонажей китайских мифов, - Хуанди, Фуси, Шеньнуна. От прославленных полководцев, народных героев, религиозных деятелей даосско-буддистской традиции.Самым известным "основателем" ушу традиционно считается Бодхидхарма - известный индийский проповедник (VI в.), пришедший в монастырь Шаолинь, чтобы передать китайцам новое буддистское учение о дхарме (кит. - чань, японск. - дзэн). Hо последние исторические исследования убедительно доказывают, что все это миф. Боевые искусства вобрали в себя множество внешне различных философских доктрин, использовали понятия конфуцианства и даосизма, буддизма и легизма. Каждая религиозная или философская школа Китая привносила в занятия ушу определенную систему воззрений, которые, как каркас, охватывали все строение и придавали ему устойчивость.

Подлинной же сущностью всех направлений и стилей ушу стало общение с запредельным для человека миром. Hе случайно в основу ушу, как и всей духовной культуры Китая лежит стремление к дао - единому первоначалу, безличному и бесформенному, безучастному к судьбам людей. В трактатах китайских мастеров часто можно встретить фразу: "Ушу - это искусство дао". В древности , как пишет А.Маслов, искусством дао в Китае называли магические действия шаманов и даосскую практику изготовления "пилюли бессмертия". Hа рубеже ХVI- ХVIIвеков ушу стало религиозной формой передачи мистического знания. Боевая и оздоровительная функции являются вторичными по отношению к мистическому стержню общения и единения с космосом, с духами.
свернуть ветку
Культурный, боевой, оздоровительный аспекты ушу - лишь внешнее проявление этой религиозной основы.
Еще раз подчеркнем, что не все экзотическое и привлекательное полезно для русского человека. Кто-то может задать вопрос: что же, не заниматься оздоровительной гимнастикой, не развивать в детях силу и ловкость, умение защитить себя и ближних, свою Родину, наконец? Hа это можно ответить: заниматься, конечно же, не возбраняется, но с осмотрительностью, чтобы не повредить своей душе, не увлечься бездумно "восточной" или псевдорусской языческой "духовностью". Как предупреждал Спаситель: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение (Лк. ХХI, 8).
свернуть ветку
Хорошая статья, но мало подходит к теме=)
свернуть ветку
точки раньше ставили на лбу. теперь на руке и то по желанию. по каждой точке на принятый обет
свернуть ветку
Вот! Можешь рассказать чуть поподробнее?
свернуть ветку
2-7 февраля 2010 г. в Москву с визитом прибывает делегация монастыря Шаолинь во главе с известным мастером Ши Дэяном. В составе делегации также входят шаолиньские последователи Ши Синцзюн и Го Цзинькэ.

Визит делегации приурочен к открытию в Москве официального центра «Школа Шаолинь» (в районе станции метро Свиблово), где будут проводиться занятия по единой международной программе Международной Федерации шаолиньского ушу. Школа действует под патронажем и руководством Ши Дэяна. В рамках визита также будет подписан ряд соглашений о совместной подготовке российских последователей шаолиньского ушу в Китае, расширении обменов и стажировок, совместном открытии ряда школ по городам России.
В программе визита показательные тренировки по шаолиньскому ушу, лекции и семинары, а также переговоры с представителями российских государственных и общественных организаций о расширении сотрудничества. Известный мастер Ши Сюнцзюнь также проведет серию открытых и закрытых тренировок в ряде городов России в подразделениях Федерации Шаолиньских боевых искусств, в том числе в Рязани, Ростовской области, Воронеже. Визит носит некоммерческий характер.

Ваш шанс пообщаться с шаолиньским монахом ;)
свернуть ветку
он даст вам шаолиньских мздюлей)))))
свернуть ветку
Пообщаетесь с условием знания китайского языка)))))))))))))))))))
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.