Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

УшуПекинская опера

Ушу: Пекинская операМаски Пекинской оперы (автор Лиза Морковская, оригинальная версия http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2760/ )

Студентка III курса Академии традиционного театрального искусства Ван Пань в образе наложницы Ян Гуйфэй. На создание образа — искусственные локоны приклеиваются прямо к коже — ушло не меньше двух часов
Любите ли вы Пекинскую оперу так, как люблю ее я? Приходилось ли вам когда-нибудь встречаться с этим странным для некитайцев искусством, где мужчины изображают женщин, взрослые люди «сбиваются» на детский фальцет, барабаны и гонги оглушают зрителя, а артисты добрую половину действия, вместо того чтоб петь, дерутся на мечах и прыгают, как акробаты? Откуда вообще берется эта смесь мелодий, диалогов и восточных боевых приемов «в одном флаконе»?
На последний вопрос легко ответить: в нашем веке она берется из Национальной академии традиционного театрального искусства КНР — главного учебного заведения, которое готовит мастеров своеобразного жанра, самого популярного и интересного во всем диапазоне китайского музыкального театра. Академия — источник, Пекинская опера — река, текущая сквозь десятки сцен страны. Так, наверное, сказали бы жители Поднебесной, известные любители метафор. А что касается первых двух вопросов, надеюсь, наш сюжет поможет вам в них разобраться.
Пекинская опера — дама относительно молодая. Для Китая, конечно, где все, что моложе 400 лет, свежо и зелено. А ей исполнилось всего двести с небольшим. В 1790 году в Пекин на праздник в честь 80-летия императора Цяньлуна приехали четыре оперные труппы из провинции Аньхой. Игра их так понравилась юбиляру, что он велел всем артистам остаться в столице навсегда и развивать в ней театр. Где-то через полстолетия, после сотен сыгранных спектаклей, они и создали новый жанр — Пекинскую оперу.
Во второй половине XIX века ее уже знали во многих уголках Китая, даже в Шанхае — самом бурно развивавшемся городе империи, который всегда немного скептически смотрел на столицу. Пронеслось еще пятьдесят лет, и знаменитый артист Мэй Ланьфан со своей труппой впервые побывал с гастролями в Японии. В 1935 году он же привез несколько спектаклей в СССР и произвел хорошее впечатление на нашу публику. Так слава Оперы вышла за западные и восточные пределы Поднебесной.
А уж на самой родине она долгое время оставалась безоговорочно любимой разновидностью театра, любимой, как рис, и богачами, и простым людом. Сценические компании процветали, исполнителей превозносили. Даже история китайского кинематографа началась с Пекинской оперы: в 1905 году режиссер Жэнь Цзинфэн заснял на черно-белую пленку отрывки из спектакля «Гора Динцзюньшань». Фильм, естественно, был немой.
Гранд-театр Чанъань на центральном пекинском проспекте Вечного мира легко узнать по маске перед входом — представления Пекинской оперы здесь дают каждый день. И каждый день аншлаг.

Комментарии (53)
rss свернуть / развернуть
Пекинская опера: костюмы
"Манпао" - парадное одеяние персонажей из господствующего класса. Вырез ворота имеет круглую форму, полы и рукава длинные. Манпао шьется из атласной ткани с вышивкой ручной работы. Его украшает круглый орнамент из дпаконов или тигров, а по низу вышивается пейзаж с изображением моря и утесов.
Император носит одежду желтого цвета, принцы - абрикосово-желтого, старые сановники - ярко коричневого или белого, князья - красного цвета. Кроме того, есть манпао синего, фиолетового, зеленого, черного цветов. Цвет одежды зависит не только от общественного положения персонажа, но и от его характера и грима. Честные и справедливые персонажи обычно носят одежду красного и зеленого цвета, грубые или коварные - одежду черного цвета. Например, князь Ба-ван в спектакле "Прощание Ба-вана с наложницей" и чиновник Чжао Гао в спктакле "Меч вселенной" носят манпао черного цвета. В первом случае черный цвет свидетельствует о грубом и открытом характере персонажа, а во втором случае - о его коварстве и лицемерии. Императрицы, принцессы, жены генералов и министров также носят одежду, которая по фасону аналогична мужскому манпао. Но вместо дракона на ней вышивается летящий феникс или орнамент из фениксов, длина женского одеяния несколько короче (чуть пониже коленей), на плечах накидка, внизу из-под манпао виднеется юбка. В первой сцене спектакля "Опьянение Ян Гуй-фэй" я выступаю в манпао красного цвета, а во второй сцене - в дворцовом платье "гунъи".
свернуть ветку
По одной версии, жанр пекинской оперы сформировался в годы правления императора Гуансюя (1875 – 1908 гг.), другие же искусствоведы датируют рождение жанра пекинской оперы периодом правления императора Даогуана (1821 – 1851 гг.). Непосредственным прототипом жанра пекинской оперы «цзинцзюй» был жанр музыкальной драмы «хойцзюй».
Напев жанра «цзинцзюй» делится на два типа: «эрхуан» и «сипи», поэтому нередко вокал пекинской оперы называют «пихуан». Имеются четыре приема пения: «наньбанцзы», «сыпиндяо», «гаобацзы» и «чуйцян». В репертуаре пекинской оперы – около 1 тыс. опер, из которых 300-400 пользуются особой популярностью. Часть из них развились из местных музыкальных драм: «хойси», «ханьси», «куньцюй» и «циньцян», часть создана непосредственно артистами и драматургами, работающими в жанре «цзинцюй».
Сюжеты «цзинцзюй» обычно строятся по мотивам исторических событий, хроник, рассказов о войнах и т.д. Категории сценариев «цзинцзюй» также самые разнообразные: либо полносюжетное повествование, либо рассказ о фрагменте какого-то события, либо сериальный сценарий.
свернуть ветку
ТЕАТР КИТАЯ

Основой китайского театра является музыка, которая сформировала классическую музыкальную драму сицюй, здравствующую и в настоящий период. Местоположение музыки в государстве издревле было закреплено первыми правителями ее важной функцией в религиозном ритуале. Но прежде, чем приступить к созданию музыки, творцу следовало услышать ее в космических звуках вселенной, а затем организовать ее согласно законам вселенной, вселенной же установленным. Голоса вселенной достигали человека, когда он вслушивался в звуки ветра и течения рек, в шум деревьев и пение птиц, наблюдая повадки зверей и создавая мелодии и танцы, созвучные ритмам слияния ци Неба и Земли.
Музыка, мелодия, вокальное мастерство – области, которым театральная теория уделила наибольшее внимание. Около 50 театральных трактатов, составивших 10-томное Собрание трактатов о китайской классической драме (1959 и 1982), полностью или частично посвящены музыке. И хотя музыка в театре в китайской табеле о рангах представляла простонародный, низкий вид (су юэ – искусства в отличие от высокой (я юэ) ритуальной музыки, сам театр никогда не забывал о своих истоках, нередко сокрушаясь об утрате музыки древних канонов.
Истоки китайского театрального искусства берут начало в шаманских ритуалах эпохи Шан (1766–1122 до н.э.). Уже на иньских костях (I тыс. до н.э.) встречается изображение иероглифов ю э (музыка) и у (танец). В эпоху Чжоу (1027–1256 до н.э.) религиозный ритуал и дворцовые празднества шлифовали танцевальную технику, вырабатывая канон сценического движения. Уже тогда различали поющих и танцующих актеров (чан – ю) и шутов, лицедеев и комиков (пай – ю). За стенами дворца театр давал всходы в народных обрядах и праздниках. Ощутимый элемент театральности присутствовал в обрядах, церемониях, танцах-пантомимах, связанных с культом поклонения предкам. Т.н. «покойницкие игры» предполагали подражание покойному при изображении его деяний и ратных подвигов.
свернуть ветку
В эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) мощный стимул развитию театра дала простонародная музыка, сопровождавшая борьбу нескольких участников. Это зрелище вошло в представление цзяодиси (бодание, состязание в силе), которое в свою очередь стало частью байси (сто игр, сто представлений). Это было созвездие цирковых жанров, таких как танец, акробатика, шпагоглотание, хождение по канату, фехтование трезубцами, боевыми топорами, клевцами, в которых китайские артисты считаются непревзойденными мастерами по настоящее время.
В тот же период рождается кукольный театр. Однако задолго до этого стало известно о чжоуском мастере Янь-ши, который был искусен в вырезании кукол. Его куклы могли двигаться под музыку как живые. Но тогда куклы являлись принадлежностью погребального ритуала, сопровождая покойного в его переходе на Тот свет. При Хань кукла шагнула на театральные подмостки, когда кукольников стали приглашать на банкеты в дома знати. Танское время (618–907) – период развитого кукольного театра, который был представлен марионетками, водяными куклами, выступающими на воде, кожаными куклами. Период Сун (960–1279) считается золотым веком кукольного театра. Особой популярностью пользовались кукольные феерии на воде. Лодочные театры были оснащены машинерией, которая творила чудеса: водная стихия рождала и поглощала гигантских рыб и водяных драконов. Актеры-кукловоды прятались в воде, незаметно управляя движением кукол. Обширный кукольный репертуар, технические возможности кукольных артистов, несомненно, привлекали внимание театра живого актера, который только набирал силу. Тем не менее, влияние кукольного театра на искусство последнего не было столь значительным, как влияние кукол на искусство актеров Кабуки в Японии. В китайском театре вызревал процесс, который привел к рождению актерской индивидуальности как эстетической ценности театра. Это требовало внутренней подвижности эмоциональной сферы актерского мастерства. В этой точке живой актер разошелся с куклой. В 18 в. театральная теория уже указывала на статичность-зажатость как на порок, превращающий актера в куклу.
свернуть ветку
Эпоха Тан отмечена ростом городов и ремесел, расширением торговых связей с государствами Средней Азии и Индией. Укрепилось влияние буддизма на литературу, живопись, музыку и, конечно, театральное искусство. При дворе пользовались большим успехом танцы на буддийские сюжеты. Один из них Платье из радужных перьев – о прекрасной фее-небожительнице. Развивалась также и драматическая форма, в основе которой небольшие пьески-диалоги комедийного и сатирического содержания цаньцзюнь си (игры о цаньцзюне). В них появляются первые амплуа – находчивого острослова цаньцзюня и его партнера цангу. Со временем речевые диалоги стали перемежаться пением и танцами. В период Тан рождается профессиональный театр, получивший название «Грушевый сад», ибо в грушевом саду императорского дворца стали обучать детей актерскому мастерству.
В период Сун продолжают совершенствовать уже известные драматические формы, представления народных рассказчиков с пением под музыкальный аккомпанемент. Начинают складываться региональные типы театра – северный, основанный на северном, резком, строгом звучании мелодии и южный с мягким, плавным течением мелодии. Тексты пьес утрачены, сохранив для нас список из 200 наименований. Среди них – историко-бытовая Сон Чжуан-цзы, любовные Сыма Сянжу и Вэньцзюнь, Об Ин-ин и др. Появились городские стационарные театры-балаганы для простонародья и театры с помещением за сценой и зрительным залом для состоятельной публики.
Период Юань (1280–1367) – время завоевания Китая монголами, которые притесняли не только простолюдинов, но и образованные и почитаемые слои населения. Общее для всех чувство национального унижения сблизило высокообразованных с жизнью простых людей, помогло понять их беды и нужды. Театр в период монгольского владычества стал очень востребованным в обществе, что способствовало рождению юаньской драмы, знаменательного явления в истории китайской драматургии. Юаньская драма построена на северном типе мелодий, для нее характерна четырехчастная композиция. Постепенно наметилось сближение северных и южных мелодий, что создавало предпосылки для создания в дальнейшем общенационального театра.
свернуть ветку
Выдающимся драматургом юаньской драмы был Гуань Ханьцин (р. около 1230–умер ок. 1300). Одна из наиболее известных пьес Обида Доу Э о безвинной гибели молодой вдовы, взявшей на себя чужую вину. Ее эмоциональная глубина повлияла на совершенствование актерского мастерства женских ролей. Пьеса сохранилась в репертуаре сегодняшнего театра.
Эпоха Мин (1368–1644) – время расцвета китайской культуры, ее максимальных достижений и в области театра. Это время отмечено рождением и взлетом театра куньцюй. Зародившись в сельской местности, он быстро перебрался в крупные культурные центры, где и привлек внимание профессиональных литераторов и музыкантов. Один из них певец и музыкант, Вэй Лянфу соединил особенности северной и южной вокальной школы, расширил состав оркестра, благодаря чему появились новые куньшанские мелодии и новый стиль музыкального сопровождения.
Выдающимся явлением не только театра, но и культуры в целом того периода по праву считается Тан Сяньцзу (1550–1616) – драматург и теоретик, реформатор драмы и театрального искусства, эссеист и литературный критик. Им созданы четыре объемных драматургических произведения под общим названием Четыре сна в Линьчуани или Четыре сна из Зала прекрасного чайного куста (примечание: Линьчуань – родина драматурга; «Зал прекрасного чайного куста» – девиз кабинета для занятий драматурга, который он по традиции выбирал сам). Пионовая беседка – выдающееся творение драматурга. Это была песнь любви и всесилию чувства. Героиня готова погибнуть, но не жить без любви. Как теоретик Тан Сяньцзу полагал чувство основным критерием актерского искусства.
Расцвет драматургии куньцюй повлиял на совершенствование актерского искусства. Подтверждение тому – бурное развитие театральной теории. К концу 17 в. куньцюй достиг пика своей популярности, завоевал столичную публику, обосновавшись при дворе императора. Ориентируясь на аристократию, куньцюй теряет массового зрителя. В 18 в. театр для избранных уступает место простонародным мелодиям, которые выводят на сцену цзинси (Столичную драму или Пекинскую оперу).
свернуть ветку
Особенностью новых мелодий был четкий ритм, которые обусловили напряженное развитие действия и обилие батальных сцен, что соответственно сделало популярными актеров, владеющих приемами боевых искусств. Новый театр заимствовал репертуар куньцюй, расширяя его созданием циклов пьес по известным романам-эпопеям: Троецарствие, Речные заводи, Путешествие на Запад. В моду входили спектакли-сериалы, которые шли по несколько дней подряд, обрываясь каждый раз на самом интересном эпизоде.

С середины 19 в. Столичная драма стала самым популярным театральным жанром, в котором слились два потока, издревле питавшее китайское театральное искусство: придворное, изящное, представленное куньцюй и «цветистое, смешанное», связанное с искусством простонародных местных театров. Это сделало цзинси общенациональным театром, популярным у себя на родине и пользующимся известностью за рубежом. Его славу составляет плеяда замечательных исполнителей: Чжоу Синьфан (1895–1966) – исполнитель мужских ролей героического плана, который сочетал в своем искусстве приемы различных мужских амплуа; Мэй Ланьфан (1894–1961) – реформатор и выдающийся исполнитель женских героинь, соединивший несколько женских амплуа, принесших китайскому актеру мировую известность; Чэн Яньцю (1904–1958) – исполнитель женских ролей, создавший оригинальную школу вокального искусства.
В Пекинской опере четыре основных амплуа: шэн (герой), дань (героиня), цзин (мужской персонаж, т.н. «раскрашенное лицо» (хуалянь) и чоу (комик). Начиная с 16-17 вв. с развитием драматургии происходила детализация амплуа: шэн стали различать сяошэн (молодого героя), лаошэн (пожилого героя), ушэн (военного героя, полководца); женское амплуа различало лаодань (пожилых героинь), цинъи («женщины в синих одеждах», добродетельных, скромных героинь), их антиподом была хуадань («девушка в пестром наряде»), как правило служанка-напресница госпожи. Обилие батальных сцен сделало популярным суб-амплуа удань (женщин-фехтовальщиц) и даомадань (женщин-наездниц). Амплуа «раскрашенных лиц» – это мужской положительный или отрицательный персонаж, который может быть гражданским или военным. Чоу – комическая второстепенная роль или «малое раскрашенное лицо», могли быть военными или гражданскими персонажами. До середины 20 в. все женские роли исполняли мужчины, но существовали и женские труппы, где женщины исполняли мужские партии. Смешанные труппы появились лишь в 20 столетии.
свернуть ветку
Канонизация характера закрепила за амплуа определенные выразительные средства. Известны более двадцати способов смеха. Любой жест воспроизводится актером округлыми движениями, в которых угадывается влияние изящной школы куньцюй. Движения рукой и кистью весьма многообразны: обдумывающая рука, запрещающая рука, беспомощная рука и т.д. Существует множество вариантов сценического шага: летящий шаг для небожительниц, «цветистые кастаньеты» – шаг для хуадань и т.д.
В зависимости от уровня мастерства театральная теория различает актеров блестящих, совершенных (мяо), божественных (шэнь), прекрасных, красивых (мэй), умелых (нэн).
После 1949 традиционный театр подвергся театральной реформе, имея целью модернизировать репертуар и приспособить его к современным идеологическим задачам. Т.н. «культурная революция», потрясшая страну во второй половине 1970-х, нанесла непоправимый урон традиционному театральному искусству. На восстановление театра ушли годы. В настоящее время традиционный театр уже не столь популярен у себя на родине.В начале 20 в. возникает драматический театр, обратившийся к опыту европейского театра. Датой рождения считают 1907, когда китайские студенты, обучавшиеся в Японии, организовали труппу «Весенняя ива». Она просуществовала всего два года. В том же 1907 была создана труппа «Весеннее солнце». В них шли такие спектакли как Повесть о загубленной душе курильщика опиума, Хижина дяди Тома – инсценировка романа Бичер-Стоу, Новая дама с камелиями, Лучше вернуться, Вторая госпожа Чэнь и др. Все спектакли представляли собою эклектичное соединение национальной театральной традиции с европейской, хотя были попытки постановки чисто драматических спектаклей.
В 1920–1930-е растет число любительских трупп; в Пекине создается театральное общество «Новый Китай», которое оказало положительное влияние на подготовку актерских и режиссерских кадров. В 1940–1950-х драматическому театру стала под силу постановка пьес мировой драматургии – Шекспира, Чехова, Ибсена, Горького.После «культурной революции» драматический театр постепенно восстанавливал свои силы. Появились новые молодые драматурги, создающие произведения на актуальные темы.
свернуть ветку
Грим в китайской опере (脸谱 lianpu)

Еще одна особенность китайского оперного театра – грим. Для каждого амплуа существует свои особый грим. Традиционно грим создается по определенным принципам. Он подчеркивает особенности определенного персонажа – по нему можно легко определить, положительного или отрицательного героя играет актер, порядочный он или обманщик. В общем, можно выделить несколько видов грима:
1. Красное лицо символизирует храбрость, честность и верность. Типичным персонажем с красным лицом является Гуань Юй, полководец эпохи Троецарствия (220-280), знаменитый своей преданностью императору Лю Бэю.
2. Красновато-фиолетовые лица также можно увидеть у благонравных и знатных персонажей. Возьмем, к примеру, Лянь По в знаменитой пьесе «Генерал мирится к главным министром», в которой гордый и вспыльчивый генерал поссорился, а после и помирился с министром.
3. Черные лица указывают на смелого, отважного и бескорыстного персонажа. Типичными примерами являются генерал Чжан Фэй в «Троецарствии», Ли Куй в «Речных заводях» и Вао Гун, бесстрашный легендарный и справедливый судья эпохи династии Сун.
4. Зеленые лица указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания.
5. Как правило, белые лица свойственны властным злодеям. Белый цвет также указывает на все отрицательные стороны человеческой натуры: коварство, лукавство и измену. Типичными персонажами с белым лицом считаются Цао Цао, властолюбивый и жестокий министр в эпоху Троецарствия, и Цин Хуэй, хитрый министр династии Сун, который погубил национального героя Юэ Фэя.
свернуть ветку
Пекинская опера – самая известная китайская опера в мире. Она сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы «хуэйдяо» провинции Аньхуэй. В 1790 году по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы «хуэйдяо» - Саньцин, Сыси, Чуньтай и Хэчунь – на празднование 80-летнего юбилея императора Цяньлуна. Слова оперных партий «хуэйдяо» было так легко понимать на слух, что вскоре опера стала пользоваться огромной популярностью толичных зрителей. В последующие 50 лет «хуэйдяо» впитала в себя лучшее от других оперных школ страны: пекинской «цзинцян», «куньцян» из провинции Цзянсу, «циньцян» провинции Шэньси и многих других и, в конце концов, превратилась в то, что сегодня мы называем пекинская опера.

Сцена в пекинской опере не занимает много места, декорации – самые простые. Характеры героев четко распределены. Женские роли называются «дань», мужские – «шэн», комейдиные – «чоу», а герой с различными масками называются «цзин». Среди мужских ролей существуют несколько амплуа: молодой герой, пожилой человек и полководец. Женские подразделяются на «цинъи» (амплуа молодой женщины или женщины среднего возраста), «хуадань» (амплуа молодой женщины), «лаодань» (амплуа пожилой женщины), «даомадань» (амплуа женщины-воительницы) и «удань» (амплуа военной героини). Герой «цзин» могут надевать маски «тунчуй», «цзяцзы» и «у». Комедийные амплуа делятся на ученых и военных. Эти четыре характера являются едиными для всех школ пекинской оперы.
свернуть ветку
Все вышеуказанные амплуа относятся к категории под общим названием «цзин» (ампула мужчины с ярко выраженными личными качествами). Для комедийных персонажей в классическом театре существует особый вид грима – «сяохуалянь». Маленькое белое пятно на носу и вокруг него указывает на недалекого и скрытного персонажа, например, Цзян Ганя из «Троецарствия», который лебезил перед Цао Цао. Также подобный грим можно встретить у остроумного и шутливого мальчика-слуги или простолюдина, присутствие которого оживляет все представление. Еще один амплуа – шуты-акробаты «учоу». Маленькое пятнышко на их носу также указывает на хитрость и остроумие героя. Подобных персонажей можно увидеть в романе «Речные заводи».
История масок и грима начинается с династии Сун (960-1279). Простейшие образцы грима были обнаружены на фресках в гробницах этой эпохи. При династии Мин (1368-1644) искусство грима плодотворно развивалось: улучшались краски, появлялись новые более сложные орнаменты, которые мы можем увидеть в современной пекинской опере. Существует несколько различных теорий происхождения грима:
1. Считается, что первобытные охотники раскрашивали свои лица, чтобы отпугнуть диких животных. Также в прошлом так поступали и разбойники, чтобы запугать жертву и остаться неузнанным. Возможно, позже грим стали использовать и в театре.
2. По второй теории, происхождения грима связано с масками. Во времена правления династии Северная Ци (479-507) был великолепный полководец ван Ланьлин, но его красивое лицо не внушала страха в сердца воинов его армии. Поэтому он стал надевать на время боя ужасающую маску. Доказав свою грозность, он стал и более удачлив в боях. Позже об его победах были сложены песни, а после появилось и танцевальное представление в масках, демонстрирующее штурм крепости врагов. По-видимому, в театре маски заменил грим.
3. Согласно третьей теории, в традиционных операх использовали грим лишь потому, что представление устраивалось на открытых площадках для большого количества людей, которым с расстояния было не просто разглядеть выражение лица актера.
свернуть ветку

Маски (面具 mianju)

Китайские маски являются неотъемлемой части всемирного искусства. Первые маски появились в Китае при династиях Шан и Чжоу, то есть около 3500 лет назад. Они были важнейшим элементом китайского шаманизма. Служение божеству, спасающему от чумы, включало танцы и пение заклинателей, которые были немыслимы без масок. Даже в наше время национальные меньшинства во время проведения религиозных ритуалов, свадеб и похорон надевают маски.
Китайские маски, главным образом, изготавливают из дерева и носят на лице или голове. Хотя существует множество масок демонов, злых духов и мифических животных, каждая из них передает особый смысл. Китайские маски можно разделить на следующие категории:
1. Маски танцоров-заклинателей. Данные маски используются при проведении церемоний жертвоприношения среди малых этнических групп, чтобы отпугнуть злых духов и помолиться божествам.
2. Праздничные маски. Подобные маски надевают во время праздников и гуляний. Они предназначены для молитв о долголетии и богатом урожае. Во многих местностях праздничные маски надевают во время свадеб.
3. Маски для новорожденных. Их используют при проведении церемонии, посвященной рождению ребенка.
4. Маски, защищающие дом. Эти маски, как и маски танцоров-заклинателей, используют для отпугивания злых духов. Как правило, их развешивают на стенах дома.
5. Маски для театральных представлений. В театрах малых народностей маски являются важнейшим элементом, с помощью которого создается образ героя, поэтому они имеют огромное художественное значение.
свернуть ветку
Колдовские маски (傩面具nuomianju)

Эти уникальные маски – результат труда ремесленников провинции Гуйчжоу. Маски вырезают из древесины и корней деревьев. Некоторые маски бывают высотой всего лишь несколько сантиметров, а другие достигают двух метров. Маски заклинателей народности мяо – это настоящая жемчужина китайского народного творчества.
Первоначально колдовские маски появились в центральном Китае. Попав в Гуйчжоу, маски стали пользоваться популярностью у местных шаманов, которые обращались в своих гаданиях к легендарным Фу Си и Нюй Ва. Китайский правитель Фу Си научил людей ловить рыбу, охотиться, разводить рогатый скот. А богиня Нюй Ва сотворила людей и починила небосвод.
В древности люди считали, что все беды и несчастья – это происки злых духов и демонов. Поэтому во время ворожбы они надевали маски, чтобы казаться больше и отпугивать злые силы. Ритуальные танцы также устраивались с целью отогнать демонов. Со временем функция танцев стала больше развлекательной, чем религиозной. А религиозные песнопения вышли за границы даосских и буддийских храмов, став частью народной культуры.
свернуть ветку
Длинные рукава из белого шелка (水袖 shuixiu)
Часто в представлениях традиционного китайского театра можно увидеть длинные и преимущественно белые рукава. Как правило, они достигают в длину полметра, но встречаются и образцы более 1 м. Из зрительного зала белые шелковые рукава похожи на струящиеся ручейки. Конечно, даже в древности люди не носили одежду со столь длинными рукавами.

На сцене длинные рукава являются способом создания эстетического эффекта. Размахивая такими рукавами можно отвлечь внимание зрителя между партиями, передать чувства героя и добавить красок к его портрету. Если герой выбрасывает рукава вперед, это означает, что он зол. Тряска рукавами символизирует трепетание от страха. Если актер подбрасывает рукава к небу, это означает, что с его героем только что произошло несчастье. Если один герой взмахивает рукавами, словно старается стряхнуть грязь с костюма другого, он, таким образом, выказывает свое уважительное отношение. Перемены во внутреннем мире героя отражаются в смене жестов. Движения длинными рукавами входят в ряд основных навыков актера традиционного китайского театра.

Перемена масок (变脸 bianlian)

Перемена масок – это настоящий трюк в традиционном китайском театре. Таким образом, отображается перемена настроения героя. Когда в сердце героя паника сменяется яростью, актер должен в считанные секунды поменять маску. Этот трюк всегда вызывает восторг у зрителей. Перемена масок чаще всего используется в сычуаньском театре. В опере «Severing the bridge», например, главная героиня Сяо Цин замечает изменника Сюй Сяня, в ее сердце вспыхивает ярость, но неожиданно ее сменяет чувство ненависти. В это время ее прекрасное белоснежное лицо сначала становится красным, потом зеленым, а затем черным. Актриса должна проворно менять маски с каждым поворотом, что получается лишь в результате длительных тренировок. Иногда используют несколько слоев масок, которые срываются один за другим.
свернуть ветку
Академия — самое известное в стране учебное заведение, которое готовит артистов традиционных опер, ведь каждая провинция имеет собственную — отличную от других. Сегодня на восьми факультетах академии учится 2.000 студентов. Обучение платное и стоит до 10 тысяч юаней (1.200 долларов) в год. Недешево, особенно с учетом того, что артист–новичок первые несколько лет будет получать в театре лишь 1.000 юаней в месяц.
Но конкурс все равно немаленький: энтузиастов хватает. К ним относится и Не Чжа, который поет любимые арии с четырех лет, для него это — смысл и цель жизни. Преподаватели пророчат ему большое будущее и уверены, что он станет настоящей звездой. Его амплуа — чоу, клоун.

В пекинской опере традиционно четыре амплуа: шен (мужская роль), дань (женская), чоу (клоун) и цзин (рисованное лицо). Актер всю жизнь выступает в одной роли и практически достигает в ней совершенства. Амплуа определяется еще в академии и, как правило, не меняется никогда. Главное в определении будущего амплуа — голос, потом лицо. Например, у Не Чжа лицо круглое, считается, что такое не подходит для серьезных партий.
Раньше в пекинской опере выступали исключительно мужчины, которые пели и играли все партии, в том числе и женские. Актер, преуспевший в женских ролях дань, становился знаменитым на всю Поднебесную. Но после создания народного Китая практика забыта — ныне женские партии исполняют женщины, традиция мужчин в роли дань вымерла.
В академию я пришла на премьеру. Студенты всех факультетов объединились и поставили новую оперу, которую постарались максимально осовременить. Сократили продолжительность с четырех до двух часов, ввели в оркестр не свойственные Китаю западные инструменты, применили спецэффекты. Неприкосновенными остались главные атрибуты любой пекинской оперы: грим и костюмы. Опытный зритель может определить амплуа и характер героя, лишь взглянув на грим и костюм. Красный цвет означает преданность и мужество, серый — принадлежность к злым силам, а серебристый или золотой — к сверхъестественным. Зачастую на макияж уходит несколько часов, в результате лицо меняется до неузнаваемости.
Опера «Ню Ча» — популярная в Китае сказка про мальчика–воина, который с помощью сверхъестественных сил сражается с женщиной–драконом и злыми духами. И, как водится, побеждает. В опере много акробатики и боевых сцен. Между прочим, китайские актеры — универсалы: они одновременно могут петь и жонглировать или петь и сражаться с помощью приемов кун–фу. И никакой фонограммы или сбитого дыхания, прошу заметить!
Не Чжа был мною замечен в двух образах: старика — воспитателя главного героя и воина–комика. Как и он, многие студенты на сцене — практически готовые артисты, хоть завтра в театр. Правда, трудоустраиваться придется самим: они, может, и мечтали бы о распределении, но в Китае это не практикуется. Академия помогает найти работу только самым талантливым: конкуренция большая. А потому годы обучения означают не только студенческое веселье, но прежде всего тяжелую работу.
Пекинская опера, на мой взгляд, театр в самом глубоком, первозданном смысле этого слова: ничего общего с реальностью, искусство ради искусства. Нет ничего странного в том, что оно не ужилось с «культурной революцией» и социалистическим минимализмом желаний и возможностей. Мне бы очень хотелось, чтобы оно ужилось с рыночной экономикой.
свернуть ветку
Пекинская опера — театр в самом глубоком смысле слова
Что такое пекинская опера сегодня — умирающая традиция и аттракцион для туристов или живое искусство, которое развивается и собирает полные залы? Для Китая вопрос вовсе не праздный. В стране, которая развивается бурно и стремительно, жертвами рыночной экономики зачастую становятся явления, не способные принести быстрый и большой доход. Среди них — традиционные ремесла и искусства. За последние 20 лет только в одной провинции Шэньси исчез 21 вид местных опер.
Пекинская опера возникла в 1790 году, когда представления четырех оперных трупп из провинции Аньхой так понравились императору Цяньлуну, что он повелел им остаться в столице и развивать театр здесь. Долгое время этот вид искусства был самой популярной формой досуга для миллионов китайцев — театры процветали, актеров боготворили. Тяжелые времена пришли с «культурной революцией» — в течение десятилетия многие традиции были утрачены, не вписавшись в понятие социалистического реализма.
Сегодня пекинская опера очень популярна у представителей старшего поколения, этому искусству полностью отдан один канал центрального телевидения. Включи в любое время дня и даже ночи — и наслаждайся. Если, конечно, соседи не возражают: пекинская опера — очень громкое искусство. В любом случае специалисты едины во мнении: главное условие выживания и развития — молодежь на сцене и в зрительном зале. Я отправилась в Национальную академию китайского театрального искусства, чтобы увидеть будущее пекинской оперы собственными глазами.
свернуть ветку
ПЕКИНСКИЕ ТЕАТРЫ

1) ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА
  Пекинская опера -- один из видов национального театрального искусства Китая. Пекинская опера возникла в XVIII веке, в годы правления императора Цяньлун (乾隆). В 1790 году Цяньлун праздновал свое восьмидесятилетие. Он пригласил в Пекин из разных мест оперные труппы. После празднования четыре аньхойские труппы (徽班) были оставлены в Пекине. В XIX веке в Пекин приехала хубэйская (湖北) труппа. Она часто давала представления совместно с аньхойскими труппами. Во время этих спектаклей были объединены два мотива: "эрхуан" (二黄) и "сипи" " (西皮). Так возникла основа для пекинской оперы. В своем дальнейшем развитии пекинская опера вобрала все лучшее, что имелось в других местных операх.
  Пекинская опера включает в себя элементы нескольких видов искусства: драматургии, музыки, хореографии, акробатики и упражнений военного искусства. Средствами исполнительского искусства являются главным образом пение, декламация, пантомима и батальные действия. В пении допустимы все возможные изменения голоса, которые позволяют артистам в соответствии с обстановкой выражать самые различные чувства и переживания героев. Декламация в пекинской опере делится на диалоги и монологи. Пантомима -- общее название различных движений, поз и мимики. Баталия делится на бой без орудия и бой с орудием.
свернуть ветку
В классическом китайском театре существуют пять постоянных амплуа: 1) шэн (生) (положительные мужские роли), подразделяется на вэнь (文) (штатские) и у (武) (военные). По возрасту делится на лаошэн (老生) (старики) и сяошэн (小生) (молодые); 2) дань (женские роли), подразделяется на лаодань (老旦) (пожилые женщины), чжэндань (正旦) (молодые добродетельные женщины), хуадань (花旦) (служанки, куртизанки), даомадань (刀马旦) (амазонки); 3) амплуа цзин (净) или дахуалянь (大花脸) (главным образом военные персонажи), объединяет характерные роли, положительные и отрицательные; 4) чоу (丑) — комические роли; 5) мо (末) — второстепенные роли.
Для разных амплуа установлены соответствующие гримы. Грим делается из разноцветных штрихов, с помощью которых создаются определенные типы лица, например, у честного героя лицо раскрашивается в красный цвет, у обманщика -- в белый, у храброго -- в желтый, золотая раскраска применяется для обозначения богов, духов и т. д. Костюмы в постановках пекинской оперы в основном относятся к эпохе минской династии. Но они не имеют отношения к эпохе, в которую происходит изображаемое на сцене действие. Костюмы зависят от положения персонажей. У людей разного пола и возраста одежда неодинакова. Оркестр пекинской оперы формируется из духовых, струнных и ударных инструментов. Дирижером его является барабанщик.
  В традиционный репертуар пекинской оперы входит 1300 спектаклей. Среди них самыми популярными были «Примирение генерала с канцлером» («将相和»), «Хитрость с пустой крепостью» («空城计»), где изображается мудрый стратег Чжугэ Лян (诸葛亮), ловко побеждающий своего противника Сыма И (司马懿), «Собрание героев» (群英会), показывающее, как царства У (吴) и Шу (蜀) разбивают армию царства Вэй (魏) у Красной скалы (赤壁) на реке Янцзы и т.д.
 
свернуть ветку
После освобождения страны мастера искусства создали новые спектакли на исторические темы, например: «Женщины-полководцы из семьи Ян» («杨门女将»), «Тройная развилка» (三岔口), где молодой офицер и хозяин постоялого двора в темноте, не узнав друг друга, стали драться, стремясь защитить генерала-патриота Цзяо Цзаня, «Дебош в небесном дворце» (大闹天宫), в котором Царьобецзьян съедает персики бесмертия небесного бога и побеждает небесное воинство. Появились современные революционные спектакли «Красный фонарь» («红灯记»). где молодое поколение продолжает революционную деятельность старших поколений, «Шацзябан» («沙家浜»), в котором изображается, как местные жители прикрывают раненых бойцов. Мастерство актеров также получило дальнейшее развитие.
Многие артисты внесли большой вклад в развитие пекинской оперы. Например, знаменитый артист Чэн Чангэн (程长庚) считается основоположником пекинской оперы. Он исполнял амплуа пожилого мужчины "лаошэн"(老生).После Чэн Чангэна самым известным артистом был Тань Синьпэй (谭鑫培), он заложил начало школы "Тань" (谭派). Школа "Тань" оказала большое влияние на развитие пекинской оперы. Тань Синьпэй содействовал развитию исполнительского искусства в амплуа "дань". Многие выдающиеся актеры, такие, как Мэй Ланьфан (梅兰芳), Чэн Яньцю (程砚秋) и другие, были его учениками. Благодаря им амплуа "дань" постепенно становится в один ряд с амплуа "шэн". Получили развитие и новые школы и течения, например, школа Мэй Ланьфана, школа Чэн Яньцю. В других амплуа тоже появилось немало замечательных актеров, внесших свой вклад в развитие пекинской оперы.
свернуть ветку
Правительство уделяет большое внимание сохранению этого культурного наследия. Теперь пекинская опера пользуется большой любовью не только у пожилых, но и среди молодых людей. Много малышей в специальных школах пекинской оперы учатся этому прекрасному искусству. Существуются разные театры пекинской оперы, экспериментальные труппы, театральный институт и т.д. Можно сказать, что наше время -- время возрождения пекинской оперы.
КОММЕНТАРИИ
1. Эрхуан и сипи -- наименования напевов музыкального театра. Их обычно поют под музыку Хуцинь(胡琴) Они вместе называются "пихуан"(皮黄).
二黄和西皮--戏曲腔调,用胡琴伴奏,合称皮黄。
2. Куньцюй — один из видов китайской местной оперы. Он был популярен в южной части провинции Цзянсу в городе Пекин и провинции Хэбэй.
昆曲--流行于江苏南部(南昆)及北京、河北(北昆)等地的地方戏曲剧种。
ВОПРОСЫ
1. Как возникла пекинская опера?
2. Какие виды искусства включает в себя пекинская опера? Назовите средства исполнительского искусства пекинской оперы.
3. На какие категории делятся персонажи в пекинской опере?
4. Назовите известные репертуары Пекинской оперы.
свернуть ветку
2) ОПЕРА ПИНЦЗЮЙ (评剧)

Пинцзюй является одним из видов театрального искусства Китая. Она восходит в начале XX века. Она делится на пьесу восточной части провинции Хэбэй (河北) и пьесу западной окраины Пекина. Обе они произошли от народной оперы провинции Хэбэй, известной под названием ляньхуалао (莲花落) и бэнбэнси (蹦蹦戏). При своем дальнейшем развитии пинцзюй переняла технику пения и жестов и исполнительское мастерство из пекинской оперы, хэбэйской оперы банцзы (прещока) (河北梆子), театра теней области луаньчжоу (滦州皮影戏) и дагу (大鼓).
  Действие пинцзюй идет под аккомпанемент маленького барабана и других инструментов. Жанр пинцзюй популярен в Пекине, Тяньцзине, провинции Хэбэй и на Северо-Востоке Китая. Его мелодии, диалоги и жесты заимствованы из народной жизни, поэтому их легко понять и оценить.
В начале нашего века артисты оперы пинцзюй выступали в маленьком театре или просто под открытым небом на улице Тяньцяо (天桥) в южной части Пекина.
В 1931 году в Пекине появилась первая труппа пинцзюй -- театр Фушен (复盛评社). Артистами ее были Фу Жунхуа (芙蓉花), Хуа Юньфан (花云舫). Хуа Сяосянь (花小仙) и др. Они выступали на сцене театра Цинлэ (庆乐戏园), который находился на улице Цяньмэнь (前门) недалеко от площади Тяньаньмэнь. После этого возникли школа Бай Юйшуан (白玉霜), артисты которой выступали в театре Каймин (开明戏园), и школа Си Цайлянь (喜彩莲), артисты которой выступали в театре Хуабэй (华北戏园). С тех пор музыкальная драма пинцзюй начала распространяться по всей стране. Но потом эти труппы были распущены из-за войны. Они разбрелись по разным местам и перестали выступать на сиене. В пинцзюй наступил период упадка.
  Большое развитие получила музыкальная драма пинцзюй после освобождения страны. В 1951 году был создан театр пинцзюй Синьчжунхуа (新中华). В 1953 году он был переименован в Китайскую труппу пинцзюй, в 1955 году -- в Китайский театр пинцзюй. Известная артистка Синь Фэнся (新凤霞) создала школу Синь. Она положила начало новой музыкальной драме пинцзюй и создала многие выдающиеся спектакли. К ним можно отнести «Цветысваха» («花为媒»), «Цинь Сянлянь» («秦香莲»), «Лю Цяоъэр» («刘巧儿»), «На берегу реки Циньшацзян» («金沙江畔») и др., которые пользовались большой популярностью в народе.
свернуть ветку
В репертуар цюйцзюй входит около ста спектаклей, среди них более 85% на современную тему, например: «Женщина-представитель» («妇女代表»), «Трагедия Ян Найу и Сяобайцай» («杨乃武与小白菜»), «Слезы наложницы Чжэньфэй» («珍妃泪»), «На берегу реки Цзяньгань» («箭杆河边»). Все эти спектакли пользуются большой любовью среди зрителей.
  Драма цюйцзюй обладает ярким местным колоритом. Напевы у нее мелодичны, мягки и многообразны. Тексты отличаются отчетливостью.
  В драме цюйцзюй используются китайские музыкальные инструменты: струнные -- саньсянь (三弦), эрху (二胡), янцинь (扬琴), пипа (琵琶); духовые -- шэн (笙), сона (唢呐), ди (笛) (дудка), а также другие ударные музыкальные инструменты.
  Драма цюйцзюй возникла из местных народных представлений. Это придало ей живой, простой характер. Она особенно ярко отражает пекинские местные обычаи и" нравы. Старый музыкант Хань Дэфу (韩德福) внес большой вклад в развитие музыкальной драмы цюйцзюй.
КОММЕНТАРИИ
1. Сяобайцай -- прозвище героини, что значит капустка.
小白菜--女主人公的外号。
2. саньсянь -- трехструнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом и круглым корпусом-резонатором
三弦--三根弦的乐器,有长柄和园共振器
3. эрху -- китайская скрипка на двух струнах
二胡--两根弦的乐器
4. янцинь -- китайский струнный инструмент
扬琴--中国弦乐器的一种
5. шэн — духовой музыкальный инструмент, состояший из 13 или 17 трубок разной длины
笙--管乐器,由十三或十七根不同长度的管子组成
свернуть ветку
КОММЕНТАРИИ
1. Ляньхуалао -- пение с рефреном под аккомпанемент кастаньет.
莲花落--曲艺的一种,用竹板打节拍,每段常以“莲花落,落莲花”一类的句子作衬腔或尾声。
2. Бэнбэнси -- первообразная форма музыкальной драмы пинцзюй.
蹦蹦戏--评剧的前身。
3. Театр теней -- один из видов музыкального театра Китая. В спектакле героями служат плоские фигуры марионеток, вырезанные из твердой бумаги или кожи животных. Они даны в профиль и управляются с помощью тростей. Их тени на экране от специального источника света двигаются под песенно-музыкальный аккомпанемент. Он пользуется большой популярностью в народе.
皮影戏--用兽皮或纸板做成的人物剪影来表演故事的戏曲,民间流行很广。表演时,用灯光把剪影照射在幕上,艺人在幕后一边操纵剪影,一边演唱,并配以音乐。
4. Дагу -- сказ с пением под аккомпанемент барабанчика, баня (ударный музыкальный инструмент из двух деревянных дощечек), саньсяня (трехструнный музыкальный инструмент) и т. д. В зависимости от места, диалекта и напева дагу делится на пекинский, лаотинский, шаньдунский, хубэйский и т.д.
大鼓一用韵文演唱,夹有少量说白的曲艺,用鼓、板、三弦等伴奏。流行地区很广,因地区和方言、曲调的不同而有不同的名称,如京韵大鼓、乐亭大鼓、山东大鼓、湖北大鼓等。
ВОПРОСЫ
1. Расскажите о возникновении музыкальной драмы пинцзюй.
2. Назовите известные труппы, репертуары и артистов.
3) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА ЦЮЙЦЗЮЙ(曲剧)
  Музыкальная драма цюйцзюй — один из видов театрального искусства, который пользуется большой популярностью среди народных масс. Она зародилась после образования КНР в Пекине. Основная музыкальная композиция этой драмы -- мотив даньсянь ( 单弦). Своим возникновением она обязана местной опере дагу (大鼓) и в дальнейшем развитии вобрала все лучшее из других театральных форм. В первое время после освобождения страны артисты цюйцзюй ставили маленькие спектакли в форме напева под аккомпанемент даньсянь. Эти спектакли стали первообразом музыкальной драмы цюйцзюй. «Колодец под ивой» («柳树井»), написаний известным писателем Лао Шэ (老舍) в 1950 году, имея большое значение для единства и гармоничности художественного мастерства драмы цюйцзюй.
свернуть ветку
ПЕРСИК ДЛЯ БОГОВ.

В Пекинской опере главное - акробатический трюк. Вадим Журавлев.

ПОСЛЕДНИЙ раз Пекинская опера приезжала в Москву так давно, что никто уже и не помнит. За эти годы на культурных просторах России произошло немало событий, cформировавших мифологему такого явления, как китайская опера. Тут и "Ла Скала" со своей постановкой пуччиниевской "Турандот", которая заставляла верить, что китайская музыка с ее пьянящими гармониями и пряным восточным привкусом вдохновила итальянца на культурологическую мешанину из Запада и Востока. Тут и Виктюк со своим бессмертным шедевром "М.Баттерфляй", в котором изображавший солиста Пекинской оперы Эрик Курмангалиев пел арию японского происхождения, и китайский фильм на ту же тему "Прощай, моя наложница". И вот в рамках Дней культуры Китая в России в Малом театре выступила Яньтайская труппа Пекинской оперы. И на деле все оказалось иначе.
Пекинская опера - название не театральной труппы, а вида музыкальной драмы, созданного в Китае больше 200 лет назад. В годы культурной революции почти все представления, кроме пяти канонических пьес, которые не противоречили маоистской идеологии, были запрещены. Сами китайцы называют это явление "Цзинцзюй" - "Столичная опера". Несмотря на свое название, к опере этот жанр совсем не относится. Пение, как и музыка, в этом деле - не главное. Лучше всего охарактеризовать выступление китайских артистов сможет слово "кабаре": три из четырех спектаклей, показанных в Москве, - это остроумные диалоги (а они действительно остроумные, и даже ничего не понимающий в странно звучащей китайской речи зал постоянно смеется) вперемешку с акробатическими номерами. Место этого театра где-нибудь рядом с "дель арте" или русским вертепом - на площадях и улицах, а не в стенах академического театра. Фанатичных поклонников Кабуки и Но просят оставаться дома: демократичность и импровизационность артистов Яньтайской труппы вряд ли придется по вкусу поклонникам строго канонического японского искусства. Впрочем, поклонникам Виктюка и Курмангалиева здесь тоже делать нечего. Культурная революция в Китае привела на сцену Пекинской оперы женщину - равноправного члена капиталистическо-коммунистического общества. И теперь женские роли ("дань") играют артистки. (Боже, как банально!)
свернуть ветку
Меломанам здесь тоже нечем поживиться. Мажорные мелодии в исполнении хуцинь (двусторонних скрипок) полны оптимизма и примитивности (мажорный лад начал господствовать в китайской музыке гораздо раньше, чем в европейской), а звуки гонга, напоминающие звуки бьющихся друг о друга кастрюлек, убийственно воздействуют на привыкшее к европейским гармониям ухо. (Диву даешься, где в этом грохоте Пуччини углядел ориенталистские прелести!) Поют тоже мало, на оперу одна, иногда две песенки-арии, спетые пронзительными голосами. Как уже понял читатель, это представление для детей. Точно в настоящем цирке - с видеокамерами и родителями - они заполнили зал Малого театра почти на одну треть и непосредственно воспринимали все происходящее на сцене. Сюжеты, правда, были не детские - все больше про монахинь и их любовников ("Романтическая вдова" и "Осенняя река"). Зато подивиться было чему: длившийся полчаса "поединок в темноте" двух генералов с мечами из оперы "Тройная развилка" - акробатический этюд с элементами боевых искусств - вызвал восхищение зала. Поклонников экзотики, досидевших до конца, ждала награда: на смену явно отдающим злободневностью дуэтам-скетчам с минимумом декораций и простыми костюмами пришла классическая опера "Переполох в небесном дворце". Массовые пантомимические танцы с различными предметами: булавами, копьями, мечами. Разноцветье костюмов и масок - перья, головные уборы, флажки за спиной, пояса и расшитые халаты. И тема, знаете, актуальная. "Бог Юйхуандади и богиня Ванму пригласили всех небожителей, кроме царя обезьян Цитяньдашэн, на банкет "Персик для богов". Царь обезьян был глубоко возмущен, он без приглашения ринулся на банкет и съел панацею Бога.." И так дерутся из-за персика уже 200 лет!
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.