Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

АйкидоОбщие вопросы-1

Айкидо: Общие вопросы 1В этом топике можно задавать любые вопросы по теме блога!
  • 0
  • admin
  • 08 апреля 2013, 01:01

Комментарии (1000)
rss свернуть / развернуть
Боль и травмы

В своей книжке "Мой путь в карате " мастер Раяма описывает десятки переломов ног и патологий в его организме на пути к Олимпу мастерства; тренировочный зал М.Уешиба назывался "адским" из-за того же ужасающего количества травм среди учеников.

В конце концов Сын Божий добровольно позволил себя казнить на глазах учеников - таким сверхусилиями наши учителя укрепляли свой дух и тело, так как это было основой их жизни.

Сегодня на занятиях Айкидо даже среди черных поясов сложно найти узких профессионалов, кроме ведущих инструкторов, так как главная идея заключается в достижении здоровья, его сохранения и потом - защите.

Однако в Айкидо доминирует принцип "если не больно, значит неправильно". При этом ощущения атакующего должны быть "включены": болевой порог узнаваем, техника выполняется по очереди.

Партнер в роли атакующего своими квалифицированными действиями избегает доведения приема до опасной грани, и тогда болевое воздействие только способствует развитию гибкости суставов и позвоночника, а падения (cтраховки) играют главным образом роль самомассажа всего мышечного "оборудования" практикующих Айкидо.
свернуть ветку
Укеми – страховки

Выше упоминалась важность этого компонента по определению, тут же ставится вопрос практического использования изучаемой техники, когда к теоретически - демонстрационному принципу освоения добавляется сугубо практическое испытание техники "на результат", с соответствующей скоростью, силой. Техника Айкидо изобилует опрокидываниями, бросками, деформацией суставов, которые при увеличении амплитуды смещения подразумевают переломы.

Необходимость развернуть сустав в первоначальное положение путем разворота всего тела и привело к отрабатыванию 1800 падений-разворотов, которые называются укеми, где центром вращения является зафиксированный сустав.

При медленном, то есть теоретическом, выполнении техники, у партнера есть время следовать за болевым смещением; при практическом, рывковом воздействии, избежать травмы можно только путем опережающего падения-разворота, чем характерна демонстрационная техника Айкидо, но для посвященных эти "бабочки" - только обертка, сюрприз находится внутри.

Привыкнуть к боли от падения невозможно, так как внутренние органы, например надкостницу, "набивать" можно только с риском их потерять, поэтому отработать укеми можно только под руководством опытного наставника.
свернуть ветку
Тренировки с оружием
Ученик Морихея Уэсибы, обладатель 8-го дана Айкидо, Шоджи Нишио Сэнсэй, считал тренировки с оружием очень важным элементом обучения Айкидо.

Многие инструкторы пытаются совсем отказаться от тренировок с оружием (кен) и дзе, так как считают их не нужными. Но это противоречит основным принципам Айкидо, ведь О-Сэнсэй говорил, что Айкидо - это выражение принципов меча через тело. Значит, меч – необходимая часть Айкидо. Невозможно понять это боевое искусство без понимания меча.

На протяжении многих столетий меч являлся символом будо. Но он также был и символом войны и агрессии. Он не только символизировал идеалы воина, но и нес смерть и разрушения. Айкидо принимает то, что меч – это оружие, но оно делает его еще и полезным инструментом.

Понятие «бу» в философии боевых искусств переводят обычно как "остановить алебарду врага", но принципы айкидо дают несколько иной перевод - "алебарда остановлена", то есть воины сами остановили свое оружие. В будо необходимо остановить врага, а в айкидо будо понимается как путь изменения себя.
свернуть ветку
В настоящее время очень часто можно услышать мнение, что работа с оружием в айкидо — это пустая трата времени. Действительно, вероятность встретить на улице человека с мечом за поясом исчезающе мала (хотя шанс получить по голове дубинкой, арматурой или, на худой конец, бутылкой до сих пор присутствует), а различные субури и техники против человека с оружием очень давно не входят в официальную программу большинства стилей айкидо. Многие мастера айкидо уделяли особое внимание тренировкам с оружием. Учитель Морихэя Уэсибы — Сокаку Такеда был признанным мастером фехтования, и работа с боккеном была неотъемлимой частью обучения его дзю–дзюцу в годы, когда ношение меча в Японии было запрещено. Морихэй Уэсиба в своем додзе в Ивама также много времени уделял практике "айкикен" и "айкидзе", то есть работе с мечом и шестом. Это привело к тому, что айкидо очень многое переняло от кендзюцу, начиная от многих базовых принципов и заканчивая терминологией. Такие термины, как шомен учи, екомен учи, тэгатана — отражают основополагающие принципы работы с мечом. Основа "кихон доса" — камаэ, или правильная стойка, практически в точности соответствует стойке в кендо, а положение рук при ней иммитирует держание меча. Одна из важнейших идей айкидо — "ирими", также полностью заимстовована из фехтования.
свернуть ветку
Боккэн – меч из дерева для тренировок

Боккэн (или боккен) изготавливают из плотных пород древесины, таких, как бук, дуб, граб и другие. Для того чтоб увеличить вес и плотность боккэна, древесину часто пропитывают смолой, морилкой или лаком. И, хотя боккэны изготавливаются очень прочными, их хватает ненадолго, ведь им приходится выдерживать и наносить сильные удары.

Точно нанесенный удар боккэном может убить человека насмерть. Самое опасное место при нанесении колющих ударов– кончик острия клинка.

В Японии к боккэну относятся как к настоящему оружию, с большим уважением. Например, в самолете пассажир обязан сдать его в багаж. Искусство владения бэккеном получило название кэндзюцу.

Деревянный шест дзе

Дзе изготавливают обычно диаметром 25 мм и длиной 128 см, хотя в различных школах айкидо параметры могут отличаться. Дзе представляет собой гладкий деревянный шест и используется для нанесения различных видов ударов. Им наносятся косые рубящие удары по ногам и корпусу противника (учи), тычковые прямые удары (цки), рубящие сверху вниз (кэсагири), и выполняются различные блокировки для отражения ударов рук и другим оружием.

Грамотно нанесенный удар может быть смертелен.

Танто – короткий деревянный меч-нож

Оружие для тренировок, практически то же что и Боккэн, но более короткий. Его длина 30-55 см.
свернуть ветку
Оружие в айкидо строго регламентировано по своим характеристикам. В разных школах айкидо во время обучения используют следующие виды оружия:

Нагината, представляющая собой японский вариант алебарды

Дзе – шест из дерева диаметром около 25 сантиметров и длиной около 128 сантиметров (параметры длины могут варьироваться в зависимости от школы)

Бо – посох из дерева и металла, равный по длине расстоянию от подбородка бойца до пола

Вакидзаси – японский короткий меч

Танто – кинжал длиной не более 30 сантиметров

Катана – длинный японский меч. Сегодня продаются в основном незаточенные катаны из цинка, но и они обычно применяются не для тренировок, а для демонстрации мастерства бойцами

Боккэн – специальный деревянный меч для тренировок, который также использовался в боях для того, чтобы не убить противника, впрочем, боккэном запросто можно убить или нанести увечья если его берет в руки высококлассный мастер.
свернуть ветку
Само слово “дзедо” означает “путь деревянной палки”. Его цель заключается в использование простой деревянной палки для боя, способную противостоять врагу вооруженному даже мечом. Как ни странно дзедо не использовали простые путники или жители, дзедо было оружием профессиональных воинов.

Происхождение дзедо

Дзедо было создано самураем Мусо Гонносукэ Кацуеси в середине 17 века. Согласно легенде Мусо пришел к выводу, что мечи оставляют после себя лишь трупы или сильно покалеченных противников, а палка была орудием, которым можно было вывести противника из строя не убивая и не калеча его. Чтобы осмыслить эту идею, он удалился в священный храм Хомангу, где ему было божественное видение относительно истинной природы палки. Наиболее распространенные приемы техники дзе – это колющие удары концом палки в лицо или солнечное сплетение, а также рубящие удары по конечностям.

Искусство созданное Мусо Гонносукэ, стало развиваться и только лишь в 20 веке вышло за пределы Японии. Основная заслуга в популяризации дзедо в мире принадлежит Такадзи Симидзу (1896 – 1978 гг.), считавшемся 25-м главой школы Синто Мусо-рю.

Современная практика дзедо

В современном мире дзедо идет по двум основным направлениям – Корю (“старая школа”) и Сэйтэй дзедо (стандартное дзедо). Корю включает в свою программу обучение таким дисциплинам как искусство владения мечом (кэн-дзюцу), короткой палкой (тандзе-дзюцу), серпом с цепью (кусаригама-дзюцу), полицейским металлическим жезлом (дзюттэ-дзюцу). Сэйтэй дзедо практикуется в рамках Всеяпонской Федерации Кэндо (Дзэн Ниппон Кэндо Рэммэй) вместе с кэндо и иайдо. Сэйтэй дзедо включает в себя 12 ката, взятых из системы корю, однако они были видоизменены для соответствия требованиям ДНКР. Как правило, после овладения этими 12-ю ката ученики переходят к изучению корю.

В современной Японии дзе-дзуцу используют полицейские.
свернуть ветку
Повседневная жизнь и айкидо
Принципы айкидо можно использовать и в повседневной жизни. В психологических и деловых кругах их берут за образец методики разрешения конфликтных ситуаций.

Все исходит из того, что в айкидо не разделяются дух и тело. Состояние духа отражается на физическом теле и наоборот. Поэтому айкидо учит физическому расслаблению, которое становится и умственным, так важным в наше время постоянных стрессов.

Также развитие личностных качеств – уверенности, стойкости – даст сильные, уверенные движения.

Осознание на духовном и психологическом уровне должно быть закреплено в физическом плане, чтобы со временем оно не пропало, чтобы человек не вернулась к старым привычкам.

По канонам айкидо обучающийся должен встречать конфликт в лицо, не прятаться от него. Это физический, телесный опыт, который потом помогает решать проблемы в жизни активно и конструктивно.

Очень часто реакция на конфликт только порождает новое насилие, но не ведет к разрешению ситуации. Благодаря айкидо эти защитные реакции определяются и устраняются. Айкидо делает человека прямым, храбрым, но скромным, сильным, уверенным в себе, но уступающим при необходимости. Это часто оказывается полезным в повседневной жизни.
свернуть ветку
Кто здесь из Перми? Откликнитесь!
Уважаемые любители всего японского! Давайте уже дружить, встречаться))) Вместе мы сможем больше. Жду звонков и писем, всем буду рад!
свернуть ветку
21 сентября в Японии - День уважения старости
21 сентября в Японии - День уважения старости

21 сентября в понедельник в Японии отмечают национальный праздник "День уважения старости".

В этот день принято выражать уважение людям пожилого возраста, организовывать для них праздничные застолья. В этот день японцы посылают открытки и подарки своим дедушкам и бабушкам,возраст которых называют "серебряным"
свернуть ветку
Джордж Осава
Здоровье и образ жизни

Джордж Осава предлагал, прежде чем переходить на макробиотическое питание, оценить состояние своего здоровья. По мнению Осавы, существует семь условий здоровья, которые оцениваются в баллах:
Отсутствие усталости (5 баллов). Усталость проявляется в том, что человек не берется за разрешение больших проблем. Даже если человек простужается только раз в десять лет — это плохой признак. Корень усталости лежит глубоко. Устремленность в неизвестное, навстречу трудностям, преодоление которых дает большое удовольствие, — это признак отсутствия усталости.

Хороший аппетит (5 баллов). Если человек получает удовольствие от любого естественного продукта, — это означает хороший аппетит и хороший желудок. В понятие «хороший аппетит» включают и сексуальный аппетит. Если мужчина или женщина не знают сексуального аппетита и удовольствия, это значит, что он или она чужды закону жизни — принципу равновесия Инь и Ян. Это может привести к болезни духа и тела.

Глубокий сон (5 баллов). Если человек быстро засыпает и ему хватает четырех-шести часов сна, это означает, что человек хорошо спит. Если человек не может заснуть через 3-4 минуты после того, как положил голову на подушку, это означает, что в его ум запал какой-то страх. Сновидения говорят о плохом сне. Если человек не может проснуться в назначенный час, значит, его сон неполноценен.

Хорошая память (10 баллов). Если человек не забывает ничего из того, что видел, слышал, обещал и должен был сделать, — это хорошая память. Способность запоминания должна увеличиваться с возрастом. Без хорошей памяти человек не способен к здравому суждению и его ждут неудачи и невезение. Память является основой и связующим материалом личности и очень важным фактором здоровья.

Хорошее настроение (10 баллов). Человек с хорошим здоровьем — это тот, у кого нет ни страха, ни болезни. Он радостен и всегда несет радость другим. Каждое слово должно выражать радость и признательность. «Давайте, давайте и давайте, столько, сколько вы можете, вы ведь ничего не теряете, поскольку вы получили жизнь и все, что есть в этом мире, не раскрывая кошелька». Жертва — это символ вечной любви, бесконечной свободы и абсолютной справедливости. Настоящая жертва — отдавать свою жизнь в соответствии с принципом жизни, всезнающим и вездесущим.

Быстрота суждений и исполнения (10 баллов). Человек в хорошем состоянии здоровья способен к быстрым, правильным мыслям и действиям. Люди быстрого и точного действия, а также те, кто готов ответить на зов и вызов, находятся в хорошей форме. Они отличаются способностью везде устанавливать порядок, во всей своей жизни. Это наблюдается и в мире животных и растений. Красота формы или действия — это признак понимания порядка Вселенной, выраженный в повседневной жизни. Это относится и к внутреннему спокойствию. Жизнь, здоровье, божественность и вечность составляют одно целое.

Справедливость (55 баллов) — наиважнейшее условие здоровья. Справедливость означает понимание порядка Вселенной и умение слиться с ней. Человек, понимающий, что такое справедливость, встречается один на десять тысяч, а может быть, и на миллион. Вот почему в мире так много несчастья. Справедливость — это другое название порядка Вселенной. Справедливость — это означает никогда не лгать, чтобы защитить себя; быть точным, любить весь мир, всегда искать трудности, находить их, бороться с ними, разрешать и побеждать их всеми силами, становиться все более и более счастливым, распространять свет и счастье во всем мире, никогда не сомневаться в том, что несчастье можно легко преобразовать в счастье.

Первые шесть показателей отражают физическое здоровье человека, а седьмой, который дает наибольшее число баллов, имеет философское и морально-этическое значение и отражает моральное здоровье.
свернуть ветку

Осава считал, что единственный способ укрепления здоровья — соблюдение принципов макробиотики. Основными правилами являются следующие:
Питаться в соответствии с традициями. Еда на Востоке базировалась на зерновых культурах и овощах, выращенных в той местности, где живет человек.
Изменять диету соответственно климату: в северных широтах употреблять больше пищи Ян, в тропиках — больше Инь.
Изменять пищу в зависимости от сезона. В холодное время нужна пища Ян, в жаркое — Инь.
Варьировать рацион согласно индивидуальным особенностям. Необходимо учитывать возраст, пол, дату рождения, старые пищевые привычки, физическое состояние, преимущественный тип деятельности.

Вот еще некоторые правила макробиотики:
Использовать только свежие продукты.
Каждый продукт готовить и обрабатывать отдельно.
Овощи следует резать по возможности элегантно и красиво, это улучшает равновесие.
Все продукты смешивать в последовательности, предложенной в рецептуре блюда.
Приправы использовать умеренно, их вкус должен быть едва заметен. Жителям умеренного климата вообще не следует употреблять острые приправы. Лучшие из приправ — морская неочищенная соль, растительные масла холодного приготовления, зерновой уксус.
Для приготовления пищи, по возможности, использовать родниковую воду, в крайнем случае — водопроводную, но никогда — дистиллированную.
Блюдо должно быть не только правильно приготовлено, но и красиво подано. Красота всегда способствует уравновешиванию.
Кухня и столовая всегда должны содержаться в чистоте и порядке. Атмосфера при приготовлении пищи и во время трапезы должна быть спокойной, доброжелательной, полной любви и радости, так как и любовь, и радость передаются через пищу.
свернуть ветку
Макробиотика: Учение о полной жизни
© Доработанная статья, первая редакция которой была опубликована в интернет-газете ProUA, 2002–2003, 2009.

Среди множества оздоровительных диет и систем омоложения, основанных на питании, макробиотическая диета стоит особняком. Эта система не только гармонизирует тело, но и повышает устойчивость психики к стрессам.

Трактат «Кухня, которая улучшает суждения», ставший основой макробиотики был написан Догэном (1200-1253) - основателем школы дзэн Сото.

Наш ежедневный рацион подвержен влиянию многих факторов. Наличие разных блюд на столе зависит от времени года, места проживания, финансовых возможностей и просто от нашего желания. И действительно, у кого-то на столе каждый день экзотические продукты из разных стран, другой отдает предпочтение родной кухне во всей ее полноте, а третьему вообще все равно что, где и как есть. Согласитесь, к большому сожалению, далеко не каждый из нас помнит о том, что правильное питание не только основа физического благополучия и здоровья, но и фундамент гармоничного психо-эмоционального состояния. Так, по крайней мере, считают последователи макробиотики – учения о здоровой пище.

Монастырская кухня
Основы современного понимания макробиотики (термин впервые употребляется в трудах Гиппократа, а затем в книге немецкого врача Христофа Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь» в 1796 году) на рубеже XIX–XX веков разработал японский военный врач Сагэн Итидзука. Более полноценному внедрению этой системы в жизнь мы обязаны японскому философу и целителю Джорджу Осаве. В молодом возрасте Осава с помощью строгой макробиотической диеты излечился от туберкулеза, а затем стал распространять это учение и написал множество книг по макробиотике. Важнейший труд Осавы «Макробиотика Дзен» в 1959 году был опубликован на английском языке, а в настоящее время он переведен на многие языки мира, включая русский.
Макробиотическая диета, основанная на принятой в дзен-буддистских монастырях Японии системе питания «Седзин рери» – «Кухня, которая улучшает суждения». Первый трактат ставший основой макробиотики был написан основателем дзэн-школы Сото Догэном. Диета состоит из натуральных продуктов, выращенных в естественных климатических условиях той местности, в которой живет человек. Основные блюда в большинстве режимов макробиотического питания (выделяют 3 мягкие, 4 обычные и 3 лечебные диеты) готовятся из цельных злаков – риса, гречки, пшеницы, овса, кукурузы, ячменя, – а также овощей. Понятие «цельное зерно» обозначает, что ни одна из съедобных составляющих зерна (отруби, зародыши, эндосперм) не удаляется в процессе переработки или приготовления. Характерной особенностью макробиотической диеты является минимальное употребление жидкостей.

Дао питания
Философским обоснованием макробиотики является древнее восточное учение о двух основных принципах бытия – Инь и Ян, составляющих единое целое и гармоничное Дао. Джордж Озава писал: «Здоровье – это гармония Инь и Ян, равновесие между нашей внутренней и внешней средой, между умственной и физической деятельностью, между растительной и животной пищей, между пищей термически обработанной и сырой».
Нарушение гармоничного состояния человека, то есть болезнь, может быть вызвана одной из двух причин: избытком энергии Ян и недостатком Инь либо избытком энергии Инь и недостатком Ян. Обычно это является следствием комплекса причин. Прежде всего, в каждом человеке вне зависимости от пола может от природы доминировать холодная «женская» энергия, стремящаяся к покою и расширению либо теплая «мужская» энергия, стремящаяся к активности и сжатию. Кроме того, состояние внешней среды, психологические факторы и, конечно же, питание может быть охарактеризовано холодным, влажным, медленным и пассивным состоянием Инь и теплым, сухим, быстрым и напористым состоянием Ян.
В восточной философии выделяют болезни Ян и болезни Инь. Первые на бытовом языке характеризуются избыточной энергией: высокая температура, острая боль, сухая и красная кожа, возбуждение, худоба, судороги, спазмы, бессонница.
свернуть ветку
торые характеризуются недостатком энергии: низкая температура, хроническая боль, бледная и влажная кожа, заторможенность, тучность, вялость, сонливость. Заболевания Ян (избыток Ян и недостаток Инь) нужно лечить пищей Инь, а заболевания Инь (избыток Инь энергии и недостаток Ян) нужно лечить пищей Ян.
Согласно Джорджу Озаве все продукты могут быть Ян (щелочная реакция) и Инь (кислотная реакция). На практике специалисты по макробиотике приводят таблицы, сравнительное соотношение одного и другого типов энергии в продуктах. Следует учитывать, что у разных авторов соотношений энергий Инь-Ян в таблицах может отличаться. Это может быть обусловлено сезонными, географическими, индивидуальными и другими отличиями. Кроме того, на баланс энергий влияет термическая и кулинарная обработка, поэтому последователи макробиотики учатся интуитивно чувствовать баланс блюда в терминах доминирования энергий Инь и Ян.
В любом случае в регулярном питании лучше избегать продуктов, которые являются «очень Инь» (см. таблицу), химически, гормонально и генетически измененных продуктов (обработанных консервантами, доставленных из удаленных географических областей и не соответствующих текущему времени года).
свернуть ветку
Термин “макробиотика” можно перевести как “большая жизнь”, “полнокровная жизнь” или “долгая жизнь”. Основателем этого учения является известный японский народный целитель Джордж Осава. Он вызволил из забвения важнейшие принципы Равновесия в приложении к такому обычному занятию, как еда. В свою очередь, Мичио Куши из США, выдающийся ученик Осавы, популяризовал и дал глубоко научное обоснование идеям, лежащим в основе макробиотики.

Система питания в монастырях дзен-буддизма в Японии называется “Сводзин риори”, что означает “кухня, которая улучшает суждения”. Таким образом в самом названии подчеркивается возможность посредством питания достигать целей значительно более высоких, чем простое получение удовольствия от набивания желудка всевозможными явствами, а именно улучшение “работы сознания”. То есть подчеркивается значение неразрывной связи между телом и духом в человеке. И указывается на явный приоритет последнего.

Осава положил учение “Сводзин риори” в основу макробиотики и, можно сказать, вдохнул жизнь в древнее учение о мировой гармонии Первоэлементов.

Макробиотика - это не монодиета, которых сейчас развелось несчетное количество (выбор продуктов питания в макробиотике огромен). Макробиотика - это системы разумных ограничений и определенных методов, с помощью которых можно регулировать свое психофизическое состояние. В конечном счете, она позволяет добиться крепкого здоровья и высокого энергопотенциала при относительно низких финансовых и временных затратах. Это искусство сохранения молодости и долголетия даже в самых сложных и неблагоприятных ситуациях, которыми так богата современная эпоха.

Однако если Вы являетесь любителем алкоголя или, тем более, наркотиков, то Вам нет смысла изучать макробиотику, т. к. древняя мудрость гласит: “Потерявши голову, по волосам не плачут”.

Так же ни к чему это чтение тем, кто привык восхищаться Западной системой ценностей с единицей измерения в 1 доллар и продукцией таких монстров пищевой индустрии, как “Мак Дональдс”, “Кока Кола”, “Пицца Хат” и др.
свернуть ветку
Японские праздничные даты:
Японские праздничные даты:

1 января День Нового Года
2-й понедельник января День совершеннолетия
11 февраля День основания государства
21(или 20) марта День весеннего равноденствия
29 апреля День зелени
3 мая День Конституции
5 мая День детей
3-й понедельник июля День моря
3-й понедельник сентября День почитания пожилых людей
23 (или 24) сентября День осеннего равноденствия
2-й понедельник октября День здоровья и спорта
3 ноября День культуры
23 ноября День труда
23 декабря День рождения Императора

Итого 14 праздников...

Примечание:
Когда национальный праздник приходится на воскресенье, следующий понедельник становится выходным днем.
Когда день недели (кроме воскресенья) оказывается между национальными праздниками, этот день становится также выходным днем. Таким праздником стал день 4 мая, образуя золотую неделю.
_________________
свернуть ветку
Японский кулинарный словарь
Японский кулинарный словарь

* Абураагэ — сильно обжаренный тофу; не подлежит длительному хранению.
* Адзуки — красные бобы.
* Амадзу — сладкий соус.
* Ацуагэ — толстый сильно обжаренный тофу.
* Бантя — зеленый чай третьего сбора.
* Бифун — лапша из рисовой муки с добавлением картофельного крахмала.
* Бэнто — стандартный набор традиционной еды в коробке.
* Вакамэ — ленты сушеных бурых водорослей.
* Васаби — японский хрен; бывает в виде порошка или пасты.
* Гаммодоки — жареный тофу с овощами.
* Гекуро — зеленый чай высшего сорта.
* Гобо — корень лопуха.
* Дайкон — японская белая редька.
* Даси — базовый бульон для супов.
* Камабоко или тикува — вареные рыбные палочки, приготовленные из пасты различных белых рыб, иногда подкрашенные в розовый цвет.
* Домбури — типовое блюдо из лапши с различными добавками.
* Камидзуаэ — густой яичный соус.
* Кампе — нарезанная полосками сушеная тыква.
* Кацуобуси — сушеные рыбьи хлопья.
* Кинако — соевая мука.
* Комбу — морская капуста; бурая водоросль, богатая кальцием и другими минеральными веществами; один из основных компонентов для приготовления даси.
* Конняку — желатинообразный брусок жемчужного цвета, приготовленный из ямса; бывает светлый, темный и в крапинку; сам по себе безвкусен, но из—за пористой структуры быстро вбирает аромат жидкости, в которой готовится; в кулинарии используется в виде тонких длинных нитей.
* Котя — черный чай.
* Макидзуси — рисовый колобок с начинкой, завернутый в нори.
* Маття — стертый в порошок гекуро.
* Мирин — сладкое рисовое вино.
* Мисо — ферментная бобовая паста.
* Мисосиру — суп из соевой пасты мисо.
* Мицуба — трилистник, растение с нежным стеблем и тремя плоскими листочками, по виду напоминает кориандр или петрушку с плоскими листочками.
* Момидзи ороси — белая масса тертой редьки с вкраплениями красного перца; для ее приготовления редьку очищают, делают в ней несколько дырочек, вставляют в них кусочки красного перца и трут на терке; полученная масса напоминает багряные листья японского клена осенью ( момидзи).
* Моти — лепешки из толченного клейкого риса.
* Набэ — кастрюля, сковорода, котелок.
* Набэрери — вид блюд наподобие наших в горшочках.
* Натто — вареные заквашенные соевые бобы.
* Нибоси — сухие сардинки для приготовления даси; используют как закуску с приправой из сею, добавляют в суп, мисо и похлебку из лапши.
* Нигиридзуси — небольшие рисовые колобки с ломтиками сырой рыбы или любого морепродукта с васаби.
* Нира — пахучее травянистое растение аллиум.
* Нори — водоросли, выращенные на плантациях: под водой устанавливают бамбуковые шесты, вокруг которых вьются водоросли; их собирают, моют, режут тонкими пластинами и сушат на открытом воздухе; содержат много иода.
* Норимаки суши — см. Макидзуси.
* Окара — высокопитательная мякоть соевых бобов (субпродукт приготовления тофу); бежевого цвета, похожая на влажные опилки.
* Осидзуси — рис в маленьком деревянном ящичке, сверху декорированный рыбой.
* Отя — зеленый чай.
* Рамэн — вид лапши.
* Сайфун — лапша из бобового крахмала.
* Сакэ — рисовая водка крепостью 16—18 .
* Самбайдзу — кисло—сладкий соус.
* Сансе — японский зеленый ароматный перец; в пищу идут и листья и стручок; из сушеного сансе готовят порошок.
* Сашими — блюдо из сырой рыбы.
* Сацумаагэ — рыбные крокеты, жаренные на кунжутном масле.
* Сега — имбирь
* Седзин рери — вегетарианская пища.
* Сею — соевый соус.
* Сиитакэ — вид грибов, культивируемых на древесине.
* Сиратаки — прозрачная лапша, изготовленная из корня ямса.
* Сисо — ароматические темно—зеленые или красные листья растения типа бегония; зеленые листья используются в салатах, красные ( для приготовления маринадов.
свернуть ветку
*Ситими тогараси — смесь из семи специй: сансе, зерен кунжута и рапса, горчицы, двух видов морских водорослей, красного перца.
* Соба — гречиха и светло—бежевая лапша из гречишной муки. ( тонкая белая лапша.)
* Субасу — кислосладкий корень лотоса.
*Сукияки — мясо с овощами в бульоне.
*Суши — рисовые колобки с сырой рыбой, морепродуктами и овощами
*Таро — разновидность сладкого картофеля.
*Тогараси — острый красный перец.
*Тороро — подлива из ямса, сею, мисосиру с добавлением скумбрии, сушеных водорослей и яйца.
*Тофу — соевый творог.
*Тэмпура — морепродукты и овощи в кляре.
*Удон — разновидность лапши.
*Умэбоси — острые маринованные маленькие сливы сероватокоричневого и розового оттенка.
*Хидзики — бурая водоросль.
*Хакодзуси — см. Осидзуси.
*Хаси — палочки для еды.
*Хиямуги — вид лапши.
*Цукэмоно — общее название для маринованных и соленых продуктов; в быту так называют острую приправу к рису.
*Юба — сушеные пенки соевого молока.
свернуть ветку
Страна восходящего солнца
Страна восходящего солнца

«Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно, я не знаю». Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя, и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море и есть бытие твое»». Любить можно то, что находится вне тебя, но можно ли любить то, без чего е можешь жить, о существовании чего даже особенно не задумываешься, в чем просто живешь всегда, и что всегда живет в тебе? В чем ты просто растворен без остатка? Таково переживание природы японцем. И переживание это, прежде всего, эстетическое.

Дзэнский мудрец Меэ описывает такую сцену: « Ночь. 12 декабря 1224 года. Небо в тучах. Луны не видно. Я вошел во дворец и, усевшись, погрузился в дзэн. Когда, наконец, настала полночь, время ночного бдения, и я отправился из верхнего павильона в нижний, луна вышла из-за туч и засияла на сверкающем снеге. С такой спутницей мне не страшен и волк, завывающий в долине. Пробыв некоторое время в нижнем павильоне, я вышел. Луны опять не было. Пока она пряталась, прозвенел послеполуночный колокольчик, и я опять отправился наверх. И тут луна снова вышла из-за туч и снова сопровождала меня. Поднявшись наверх, я отправился в зал. Луна же, нагоняя облако, всем своим видом показывала, что собирается скрыться за вершиной соседней горы. Ей, видимо, хотелось сохранить в тайне нашу совместную прогулку».

Известный исследователь дзэн Дайсэцу Судзуки так писал о сумиэ: «Вам кажется, что кисть движется сама по себе, помимо воли художника, который лишь не мешает ей двигаться. Если какая-либо мысль или намерение возникнут между кистью и бумагой, то весь эффект пропадет». Что же движет кистью художника, если не он сам? Да тот самый одухотворенный ритм природы, в который включается художник в момент творчества.
свернуть ветку
ЧАЙНЫЕ ПЛАНТАЦИИ
ЧАЙНЫЕ ПЛАНТАЦИИ

В Японии существует множество чайных плантаций. Цвет, аромат и вкус чайных листов, собираемых на разных плантациях, варьируется не только от сорта растений, но и от способа выращивания, а также от почвы в том или ином районе.

Чайное поле
Например, на "красных" почвах растение дает чайный лист, богатый на вкус и аромат, но который не обеспечит яркий зеленый цвет напитка. А чайный лист с песчаных почв дает идеальный цвет, однако, особыми вкусовыми качествами не блещет. Поэтому неслучайно, что качество зеленого чая японцы напрямую связывают с местом его произрастания, с плантацией, на которой он вырос. Кстати, в Японии про три сорта чая высшего качества даже поется в одной песне: "первый по цвету - чай из Сидзуока, по аромату - чай Удзи из Киото, а по вкусу - чай Саяма из Сайтама". В настоящее время первое место в Японии по изготовлению зеленого чая занимает префектура Сидзуока (более 40% всего объема), затем префектуры Кагосима и Миэ. Префектура Сайтама с чаем Саяма находится на 12 месте.

НАЗВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ЧАЯ И МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ИХ ПЛАНТАЦИЙ

Минотя, префектура Гифу

Известные чаи, собираемые в горных районах. Вырастающие в условиях резкого перепада температуры, эти чаи обладают сильным ароматом и сладковатым вкусом.

Омитя, префектура Сига

Принято считать, что префектура Сига является родиной японского чая. Основные плантации расположены в районе, прилегающем к плантациям Удзи в префектуре Киото.

Удзитя, префектура Киото

Чайное поле

Для приготовления Удзитя традиционно используется технология слабого пропаривания, позволяющая сохранить натуральный аромат и вкус чайного листа.

Уресинотя, префектура Сага

Чай, собираемый в префектуре Сага, известен тем, что его листья имеют форму шарика. Это редкий для районов Канто и Кансай вид чая. Обладает приятным вкусом и чуть заметной сладостью.

Ямэтя, префектура Фукуока

Плантации этой префектуры славятся высшими сортами чая - гекуро и сэнтя. По чаю гекуро они обошли плантации Узди и занимают первое место в Японии. У гекуро слабо выраженные горечь и вяжущий вкус с хорошо ощущаемой сладостью.

Муракамитя, префектура Ниигата

Здесь чайные плантации покрываются глубоким снегом, и чайные листья, вырастающие в таких условиях, обладают особым вкусом и пониженной вязкостью. Здешние чаи относятся к высокосортным со сладковатым вкусом.

Ибаракитя, префектура Ибараки

Здесь выращивают несколько сортов чая, некоторые из которых очень популярны в районе Канто. Отличаются крепким ароматом и насыщенным вкусом.

Саяматя, префектура Сайтама

Плантации существуют здесь с периода Эдо, и местный зеленый чай саяматя очень популярен в районе Канто.

Сидзуокатя, префектура Сидзуока

В префектуре изготовляется более 40% всего чая в Японии. Плантации славятся разнообразием высокосортных сортов чая. В последнее время приобрел известность чай сорта сэнтя с глубоким пропариванием.

Исэтя, префектура Миэ

Чайные листья

По изготовлению чая префектура занимает третье место в Японии после Сидзуоки и Кагосимы. Известен сорт чая, выращиваемый под навесом, чтобы исключить прямое попадание солнечных лучей. Такой чай менее ароматен, но имеет насыщенный вкус.

Миядзакитя, префектура Миядзаки

Климат горных районов и долины в этой префектуре удачно подходит для выращивания ряда чайных растений. Некоторые сорта местных чаев широко известны в стране.

Сацуматя, префектура Кагосима

Так как здесь круглый год сохраняется высокая температура воздуха, поставки чая нового урожая на рынок начинаются примерно на 20 дней раньше других районов. Местные сорта чая славятся сильным ароматом и хорошим вкусом.
свернуть ветку
Чайная церемония для японца - это религия.
Чайная церемония для японца - это религия.
Это обожествление искусства жить.
(Кикудзо Окакура)

Чайная церемония К числу уникальных искусств, которые в нашем понимании неразрывно связаны с Японией, относиться искусство чайной церемонии - тя-но ю, что дословно означает «чай с горячей водой» (тя - чай, ю - горячая вода). Японская чайная церемония - это не просто традиция, это таинство, которое не может не привлечь внимания и не вызвать уважения.

Искусству чайной церемонии учатся годами в специальных школах. Несмотря на то, что сам процесс может показаться простым и естественным, пределу совершенства в этом нет. Умение японской девушки встретить гостей, усадить их по японской традиции на циновки, приготовить ароматный чай, а затем, разлив по чашечкам, с поклоном подать его - высший признак эстетического воспитания.

Тя-но ю - это один из путей познания психологии и мировоззрения японцев. Ее истинный смысл заключен не столько в дегустации заваренного по всем правилам чая, сколько в обретении определенного душевного состояния, отрешении от суеты повседневной жизни и постижении Дзен. Чайная церемония способствует установлению атмосферы единения, со-мыслия между всеми ее участниками, подразумевающей отрешение от собственного «я».

В чайной церемонии, как в зеркале, отражена суть культуры Японии, ее уникальность и неповторимость. Она находит свое проявление в редком трудолюбии японцев, их врожденной вежливости и необычном чувстве прекрасного, скромности, простоте, лаконизме и вместе с тем необыкновенном изяществе убранства, одежды и интерьера. Церемония чаепития также является ярким примером удивительной способности японцев заимствовать и развивать достижения других народов и культур, сохраняя при этом свое национальное своеобразие.
ИСТОРИЯ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Чайная церемония История чайной церемонии берет свое начало в VIII веке. По одной из версий, чай был впервые завезен в Японию из Китая в 805 году. В Китае его ценили как лекарственное растение, снимающее усталость и помогающее от многих болезней, и даже использовали при медитации. В одном из древних даосских трактатов говорится, что "если пить чай постоянно, можно обрести крылья и научиться летать".

После прекращения официальных отношений с Китаем в 894 году интерес к чаю резко снизился, и только в 1191 г. он вновь появился в Японии.

В XIII веке, после распространения в Японии учения Дзэн, чаепитие переросло в своеобразный ритуал, который вскоре стал неотъемлемой частью быта в буддистских монастырях. В XV веке благодаря дзен-буддистскому монаху Сюко сформировались основы «тя-но ю». Именно он привнес в чайную церемонию атмосферу простоты и недоговоренности, отражающие основные принципы эстетики Дзен. По убеждению Сюко, прекрасное не должно проявляться в полную силу, для его реализации необходимо сокрытие. Суть церемонии составляли непринужденная искренность и природная естественность вещей. Созданная Сюко концепция «вабитя» была основана на четырех принципах:

* естественность и спокойствие,
* немногочисленное и простое убранство,
* утварь в соответствии с возрастом гостя,
* невозмутимость и безмятежность.

По мнению Сюко, эти принципы помогали достичь единодушия между хозяином и гостем и сосредоточения на одном, позволяя им понимать друга не с помощью слов, а с помощью сердца.

Чайная церемония Своего расцвета искусство чаепития достигло в XVI веке благодаря Сэн-но Рикю, которому удалось обобщить идеи своих предшественников и довести их до логического завершения. Он выступал против любых проявлений роскоши, считая искусство чаепития одним из многочисленных способов служения Пути Будды. При нем чайная церемония проходила в атмосфере грубоватой простоты, способствующей достижению определенного душевного настроя в соответствии с принципами Дзен - строгостью и аскетизмом.
свернуть ветку
После того, как Япония открыла свои границы для западного мира, чайная церемония постепенно стала терять популярность, что заставляло многих мастеров идти на определенные уступки и упрощать ее, внося изменения в соответствии с духом времени: теперь в церемонии могли присутствовать столы и стулья.

В конце 70-х годов XIX века тя-но ю вновь вступает в полосу расцвета: чайные церемонии проводятся во многих крупных храмах, а в 1887 году в императорском дворце в Киото была устроена торжественная чайная церемония в честь императора Мэйди.

В новом времени чайная церемония становится более демократичной. Если ранее в ней могли принимать участие только мужчины, то теперь среди мастеров тя-но ю появляется все больше женщин.

В ходе истории чайная церемония оказала огромное влияние на поведение и быт японцев и дала начало другим искусствам, например, искусству икебаны. В наши дни как японские мужчины, так и женщины изучают каждое движение чайной церемонии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЧАЙНОГО ДЕЙСТВА

Слов не говорят
Гость, хозяин,
Белая хризантема.

Чайная церемония Чайная церемония окружена особой атмосферой, которую японцы называют «Ва». В тя-но ю все, начиная от сада и построенного в нем чайного домика до убранства чайной комнаты, создано но для того, чтобы порождать определенное состояние духа. Открытый сад с мшистыми камнями и заросшим водоемом олицетворяет природу, свободную от вмешательства человека, а чайный дом с подпорками из неотесанного дерева или бамбука и низкой соломенной крышей является его естественным продолжением. В комнате для чаепития царит полумрак, время здесь как бы остановилось. Все предметы, предназначенные для чайной церемонии, имеют строго определенную форму, цвет и фактуру. Их количество также строго определено традициями. Каждый из них несет на себе печать старины, исключением являются лишь льняная скатерть и ковш, сделанный из срезанного бамбука, которые всегда остаются нарочито новыми и свежими. Вся обстановка чайного домика призвана отвлечь от суеты и привести в состояние умиротворенности и спокойствия.

Японцы верят, что если страсти, бушующие в человеческой душе, порождают определенные жесты, то существуют также и жесты, способные воздействовать на нее. Строго определенные размеренные движения чайной церемонии создают в душе покой и приводят ее в состояние равновесия. Возникшее из особого ритуала чаепития, который практиковался монахами, исповедовавшими Дзэн, искусство чайной церемонии рассматривается как один из способов постижения истинного смысла бытия.

Чайная церемония Подготовка и организация чайной церемонии происходит в соответствии с традициями. Прежде всего, хозяин тщательно обдумывает список гостей и рассылает каждому из них приглашения, в которых указывается время и место проведения чаепития, его вид и состав гостей. Особое внимание уделяется выбору главного гостя, который должен быть уважаемым человеком, хорошо знакомым с ритуалом проведения чайной церемонии. На церемонию гости являются в соответствующей одежде. Если чайная церемония носит формальный характер, то мужчины, как правило, надевают шелковое кимоно, черную накидку «хаори», широкие шаровары «хакама» и белый пояс «таби» (пояс) белого цвета. Одежда женщин не должна быть яркой.
свернуть ветку
Как правило, в церемонии принимают участие не более пяти человек. У входа в чайный дом гостей с поклоном встречает хозяйка. Даже если ритуал происходит днем, в комнате для чаепития должен царить полумрак. Церемония длится около 4 часов и состоит из трех этапов: прием пищи, распитие «густого», а затем «жидкого» чая. Готовить и подавать чай присутствующим является обязанностью хозяина дома. Растертый в пудру чайный порошок заливается горячей водой и взбивается в пышную пену. Этот чай намного крепче привычного для европейцев. В чашку гостя наливается не более трех глотков напитка. Принимать ее следует особыми движениями, после чего гостю следует поблагодарить хозяина. Разговоры во время чайной церемонии не приняты, и только после первого глотка разрешается задать вопрос о посуде, мастере, который ее изготовил, хорошо отозваться о качестве чая и т.д.

За многовековую историю чайной церемонии сложилось семь типов чаепития:

* «Чайное действо утром».
* «Чайное действо в полдень».
* «Чайное действо ночью».
* «Чайное действо со сластями».
* «Чайное действо вне определенного времени».
* «Чайное действо на рассвете».
* «Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после «основного чаепития».

Чайная церемония Классическая японская чайная церемония строится на четырех принципах, каждый из которых имеет глубокие исторические и культурные корни. Принцип гармонии подразумевает наличие внутреннего единства между участниками чаепития, которое помогает стать им одним целым. Каждый участник чаепития должен проявлять почтение по отношению к остальным гостям и самой церемонии. Третий принцип подразумевает чистоту помыслов и отсутствие корыстных целей. Непременным условием для участия в чайной церемонии также является состояние покоя, на достижение которого, по сути, направлены предыдущие принципы.

По словам Кикудзо Окакуры, в глазах иностранного обывателя чайный обряд является лишь примером «тысячи и одной странности, которые составляют непостижимость и ребячливость Востока». Однако прежде чем делать поспешные выводы, стоит подумать о том, как, в сущности, «мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет ее заполнить». В представлении японцев, человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие их не замечают. Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном, довольствоваться малым, находить связь между природой, искусством и повседневностью.

Чайная церемония приоткрывает для нас дверь в иной мир со своими традициями и законами, без которых невозможно понять характер японского народа и составить полноценное представление о стране. Этот необычный ритуал отражает стремление к гармонии и равновесию и учит нас смотреть на мир в соответствии с мироощущением Дзен.
свернуть ветку
Японский чай
В Японии чай известен, по крайней мере, с IX в., тогда же из Китая были привезены семена чая. В первые века это был напиток буддистских монахов и дворцовой знати (с тех пор, как его стал пить император Сага). В быт самураев чай был введен после того, как в 1214 г. дзенский священник Эйсай представил сегуну Минамото но Санетомо написанную в 1191 книгу «Кисса дзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. В XIV—XV веках у знати вошли в практик у «чайные турниры» — своеобразное развлечение, когда в большой компании, в богатой, роскошной обстановке дегустировался чай, привезенный из различных мест, и от участников требовалось определить происхождение и сорт пробуемого чая. У менее зажиточных слоев населения — горожан, крестьян, — также сложилась традиция собираться для совместного чаепития, однако в противоположность роскошным «чайным турнирам», эти собрания проходили в простой обстановке, в тишине или спокойной беседе. В XIV—XVI веках под влиянием сунской чайной церемонии и дзен-буддизма была выработана знаменитая японская чайная церемония, пионером которой был монах Мурата Дзюко (1422—1502).

Собственное производство чая в Японии восходит к IX веку. Считается, что впервые разводить чай в Японии стал монах Сайсе, в 802 году создавший близ Киото, у подножия горы Хэйдзан, первую чайную плантацию. Массовое разведение собственного чая в Японии связано с личностью вышеупомянутого Эйсая, который привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзен-буддийском монастыре. Выращивание чая постепенно распространилось, появились собственные, чисто японские его сорта. В XII веке в Японию из Китая проник способ изготовления измельченного порошкового чая. В XIII в. к первоначальной фиксации чая паром добавился способ обжаривания. В 1740 Соэн Нагатани вывел поныне популярный сорт сенча. Начиная с конца эры Мейдзи, производство чая механизируется и автоматизируется. В настоящее время в Японии производится около десятка сортов чая. Японцы употребляют преимущественно зеленый чай, пьют его как горячим, так и холодным, в чистом виде и с различными добавками.

Можно отдельно отметить один оригинальный сорт японского чая — гэммайтя (Genmai cha — «коричневый рисовый чай»), который изготавливается из обжаренных чайных листьев и неочищенного риса. В отличие от большинства чаев, он обладает питательной ценностью.
свернуть ветку
Сенча (煎茶)

Наиболее распространенный и популярный в Японии чай. Заготавливается из лепестков первого сбора. Чем выше качество чая, тем богаче его вкус и отчетливее аромат свежих мягких листьев.

Фукамусича (深蒸し茶)fukamushicha

Фукамусича - это разновидность чая Сенча. Свежие листья обрабатываются паром более продолжительное время, чем те, что идут на приготовление Сенча. В результате чай приобретает более мягкий, не столь вяжущий вкус. Фукамусича легко готовится.

Гекуро (玉露)sencha

Характерный представитель элитных сортов чая. Растения произрастают под тенью специальных навесов, благодаря чему снижаются вяжущие свойства чая, а букет ароматов становится богаче.

Матча (抹茶)fukamushicha

Это чай в виде тонкого порошка, получаемого из Тэнча, который, также как и Гекуро, выращивается под тенью навесов и затем высушивается. Матча используется, главным образом, в чайных церемониях.

Банча (番茶)sencha

Банча обладает умеренными вяжущими свойствами и умеренно выраженным букетом ароматов. Его заготовка приходится на период между летом и осенью по той же технологии, что и для чая Сенча. В древние времена в Японии так назывался чай для домашнего использования.

Гэнмайча (玄米茶)fukamushicha

Чай из сортов Сенча или Банча, смешанный с обжаренным рисом. Имеет ярко-выраженный аромат чабера (сатуреи).

Ходзича (ほうじ茶)sencha

Хорошо обжаренный Сенча или Банча. Обладает ароматом чабера (сатуреи) и специфическим вкусом, что делает его великолепным напитком после еды.

Камаирича (釜炒茶)fukamushicha

Вместо обработки паром листья чая для Камаирича подвергаются тепловой обработке на противнях при постоянном перемешивании. Этот чай не имеет того букета ароматов, который характерен для листьев Сенча первого сбора, однако обладает ярким освежающим вкусом.
свернуть ветку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.