Несколько лет я откладывал написание этой статьи, все ждал, что кадочниковцы сами дадут удовлетворительное объяснение ситуации, сложившейся вокруг их системы. Не дождался, пишу за них. А объясняться надо. Система Кадочниковаа дискредитирована, армия от нее отказалась, в среде любителей боевых искусств уважения к ней нет. И это отношение переносится на все виды русского рукопашного боя. Причина такой ситуации – жадность, безответственность, глупость и некомпетентность ряда людей, пытавшихся сделать деньги на этом виде РБ.
Более четырех лет я был тесно связан с системой Кадочникова. Началось это с того, что один мой знакомый привел к нам в спортзал парня, который только ради того, чтобы учиться рукопашке у самого Алексея Алексеевича поступил в военное училище, по окончании которого, ему вместе с лейтенантскими погонами было вручено удостоверение инструктора по русскому стилю рукопашного боя. Мы быстро нашли общий язык и он щедро делился своим опытом. Хотя моим знаниям об этой системе не более десяти лет, я считаю, что могу о ней говорить достаточно компетентно, так как получены они почти из первых рук, от человека, занимавшегося непосредственно у основателя системы.
В то время тренировки в училище проходили следующим образом. Новичков обучали курсанты старших курсов. Занимались почти ежедневно. Кадочников непосредственно тренировок не проводил, он приходил к ребятам один-два раза в неделю, показывал, рассказывал, давал задания, объяснял. Тренировки проходили жестко. Было много физической подготовки, в основном выполнялись статико-динамические упражнения: крокодил, таракан, гусеница, лягушка, крест, медленные отжимания и приседания, ходьба на полусогнутых ногах и так далее. Дистанция, которую проползали крокодилом, измерялась не метрами, не десятками метров, а кругами стадиона, и так со всеми упражнениями. Работали над гибкостью, но добивались не шпагата, а шарнирности, т.е. подвижности в суставах, характеризуемой не столько их способностью к перегибу, сколько к амплитудному и разностороннему вращению. Боевую акробатику тренировали на бетоне, а совершенствовали на стройке, среди строительного мусора, на лестничных пролетах, кучах земли и т.д. Во время занятий старшие младших не жалели. Жесткость тренировок характеризует хотя бы такая цифра: из ста человек, начавших заниматься в сентябре, в мае осталось едва ли пятеро.
Методика подготовки была следующей. Никаким приемам не обучали. Объясняли с точки зрения анатомии, физики и механики принципы воздействия на человека и ставили задачу для самостоятельного решения. Например, выполнить освобождение запястья от захвата противника одной рукой. Каждый курсант решал эту задачу по-своему, так как ему это было удобно. При этом совместное творчество не возбранялось. Решение демонстрировалось на ком-либо из старших. Выглядело это часто таким образом: освобождаясь от захвата, курсант получал удар в голову, т.к. не предусмотрел такую опасность, и в его задаче появлялась новая вводная. Освобождаться так, чтобы при этом противник не мог выполнить удар в голову свободной рукой. Когда ему это удавалось, его ловили на подсечку или еще что-то, курсанту опять приходилось самостоятельно совершенствовать свой способ освобождения от захвата.
Когда у него наконец получалось качественно сделать освобождение, ему могла быть поставлена задача контратаковать противника десятью, а то и двадцатью различными способами. Придумать которые надо было самостоятельно, и продемонстрировать сначала на товарище, а потом курсанте-тренере, который любые ошибки или несуразности в технике показывал, особо не церемонясь встречными ударами, бросками и т.д.
- Рукопашный бой
- 28 июля 2012 04:26