Неподатливый уке статья взята с сайта www.aikiclub.ru

Дэвид Линч

Автор перевода Александр Карпов

Для тех из нас, кого от рождения не тянет к насилию, тренировки в айкидо иногда становятся настолько проблематичными, что их трудно игнорировать. Это заключается в людях и в различных типах личностях. К их числу относится неподатливый уке.

Это партнер, который пытается заблокировать все Ваши усилия при проведении приема и самодовольно наслаждается, отказываясь поддаться. Он посвящает свое время на татами тому, чтобы доказать, что Ваши приемы не работают. И иногда ему это удается.

Может быть, он новичок в айкидо, перешедший из другого единоборства, или еще хуже – кто-то с годами опыта. Тот, кто знает точно, в какой момент нужно не поддаться для достижения максимального эффекта.

Обычно он не подозревает, насколько его поведение бессмысленно и разрушительно. Он ни капли не вникает в философию айкидо.

Он воспринимает все как состязание и верит в то, что любая техника должна работать независимо от обстоятельств. Если он и изменяет свою точку зрения, то очень редко.

Сколько людей бросили занятия айкидо из-за него? Сколько женщин ушли из айкидо из-за его шовинистического поведения? Сколько честных и искренних инструкторов сложили свои хакамы в шкаф, будучи убеждены, что они не достаточно хороши, чтобы преподавать?

Иногда здравый смысл и внушения могут повлиять на неподатливого уке, при условии, что эта беседа проводится на ранней стадии его карьеры. Кстати, его не нужно путать с уке, который делает крепкий захват или наносит хороший удар с целью исследования и раскрытия смысла айкидо. Разница заключается в намерении и подходе к исполнению.

Конечно, с неподатливым уке можно справиться физически, путем быстрого атэми или применением короткого варианта техники, что болезненно и опасно. Некоторые инструктора заработали себе репутацию, внушающую страх, путем отношения “глаз за глаз” , однако многие из нас неохотно реагируют таким вот образом. Обычно усилие, затрачиваемое на блокировку техники, делает уке уязвимым для удара. Однако возмездие несовместимо с целями айкидо и может привести к продолжающемуся обмену (атаками), что нисколько не отличается от состязания.

Мой собственный сын прошел через период (к счастью, недолгий), в течение которого он в самом деле стал неподатливым уке. Он внезапно применял полную силу, чтобы заблокировать меня на полпути, в то время как я медленно выполнял технику перед учениками. В такой ситуации ответ в виде атэми не представлялся приемлемым.

К нам на тренировки ходил чемпион-штангист, который использовал всю свою огромную силу в самый неожиданный момент. Однажды, когда мы делали технику кокью-хо, он внезапно дернул мои руки к себе, обвил их своими мускулами и зажал подмышками. Я был бессилен, без того, чтобы прибегнуть к неподходящим и ненужным вариантам: удар лбом в голову или укусить за нос.
Я не сомневаюсь, что читатели прошли через похожие ситуации и смогут распознать такое поведение. Китайский мастер по боевым искусствам, которого я однажды встретил в Гонконге, точно попадает под такое определение. Я посетил его только лишь по совету друга, который сказал, что этот человек был бы рад познакомиться со мной и обменяться “ноу-хау”. Однако при встрече китайский мастер вел себя подозрительно и стал допрашивать меня о причинах визита. Я был уже готов списать все это на различие между культурами, как вдруг он сказал: “Ну ладно, покажи мне немного айкидо”.

Я предложил ему захватить мое запястье, думая провести прием никкьo, вследствие чего он сделал незабываемое и, несомненно, совершенно логичное с его точки зрения замечание: “Неужели ты хочешь, чтобы я сделал такой дурацкий захват?”

Очевидно, что он рассматривал весь наш обмен (опытом) как созтязание направленное на проверку его мастерства, или как доказательство того, что мои техники превзошли его умение.