— В США инструкторы “не японцы” не являются шиханами, даже если они имеют 6 дан. В Европе та же ситуация?
— Я утвержден в качестве шихана Айкикай Хомбу, и я думаю, что есть еще один или два французских шихана.
Я был 6 даном более 9 лет. И в то же время я аттестовывал от имени Айкикай до 5 дана. В этом нет проблемы. У меня очень хороший контакт с Хомбу Додзе. Когда я был в Японии, с 1969 до 1976 год, я даже не думал, что буду когда-нибудь 4-м даном. В то время иностранцы могли иметь нидан или очень редко сандан. ндан присваивался по-другому, поскольку экзамена на него не было. Когда я получил свой 4 дан, то сказал самому себе: “Вещи меняются!”
Я возвратился во Францию в 1976 году, а в 1980 я получил свой 5-й дан непосредственно от Хомбу Додзе. Мне кажется, что тогда Хомбу Додзе предприняло другой новый шаг. В тот год, когда я был представлен на 6 дан, в Стокгольме состоялся конгресс Европейского айкидо. Меня там не было, но присутствовали многие японские шиханы. Конечно же один из них заявил: “Нам нужно иметь японского шихана во Франции”, Французы, бывшие там, конечно же сказали: “Зачем нам инструктор с 6 или 7 даном? У нас есть Кристиан Тиссье с 6-м даном от Хомбу Додзе”. Кто-то спросил их:: “А Тиссье – шихан?”, – но Фуджита сэнсей, будучи Генеральным секретарем Хомбу Додзе заявил: “Если Тиссье является 6-м даном от Хомбу Додзе, значит он – шихан от Хомбу Додзе.” Мне кажется, что это было принципиально новым шагом, предпринятым Хомбу Додзе.
Как сказал однажды Чиба сэнсей по отношению к Хомбу Додзе, что айкидо может быть возрождено извне. Возможно даже, что иностранцы гораздо более верны Хомбу Додзе, чем некоторые японцы, живущие за пределами Японии. Я думаю, что будущее для Айкикай и японского айкидо будет в Америке и в Европе.
Молодежь буквально грезит Японией и известными инструкторами. Это почти как магия. Наша работа состоит в том, чтобы подпитывать эти мечты, а задача Хомбу Додзе – сделать мечту реальностью.
— Вы думаете, что уровень инструкторов Хомбу Додзе изменяется?
В прошлом из Хомбу Додзе вышло много очень хороших учителей с сильным характером – Тада сэнсей, Тамура сэнсей, Ямада сэнсей и др. Можно сказать эти люди были элитой.
В наши дни не так то просто для Хомбу Додзе воспитать элиту, потому что не так просто привлечь талантливых людей. Сегодня талантливый молодой японец может позволить себе иметь работу, подружку и машину. Уровень жизни ныне таков, что Хомбу Додзе не может предложить своим учидеши соответствие этим стандартам. Таким образом, легко понять, почему талантливые люди могут решить просто приходить в компании в Хомбу Додзе просто позаниматься. И Хомбу Додзе должно уважать смелость и неординарность тех талантливых людей, которые все-таки решаются быть учидеши.
Может быть, элита должна сказать молодым людям: “Если вы войдете в Айкидо, готовьтесь пройти через очень трудный процесс отбора. Вам понадобится быть очень хорошим мастером айкидо, постоянно шлифующим себя и с сильной харизмой (чувство лидера). Если у вас есть все эти качества и вы останетесь в качестве учидеши, вы станете членом общественной элиты”. И может быть тогда, когда людям по 22 – 23 года, они выберут между карьерой, к примеру, врача или учителя айкидо. Может быть тогда у нас появятся качественные люди, приходящие в айкидо. Но я почувствовал совсем не это, когда был в Японии несколько лет назад. Айкикай размещал объявления в газетах о наборе учидеши. Они даже не думали, что им нужны учидеши для формирования элиты. Они просто нуждались в людях для заполнения додзе. Вот где проблема. Может быть Айкикай нуждается в хорошем менеджере, чтобы заглянуть за свой привычный имидж, и может быть тут нужен даже кто-нибудь далекий от айкидо.
- Айкидо
- 18 апреля 2013 16:45