Стиль Кунг фу Пьяный кулак

Стиля пьяницы, как такового, не существовало… Были различные связки и комплексы… В КНР в рамках развития гимнастики ушу, чтобы повысить зрелищность соревнований, решили придумать свой “пьяный стиль”. Спортсмен из шанхайской сборной ушу Шао Шанькан при помощи вице-президента Всекитайской ассоциации ушу Цай Лунъюня на основе распространенных в народе “пьяных” комплексов составил комплекс “цзуйцюань” (“кулак опьяневшего”). Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по гимнастике ушу, были выброшены движения, которые имели прикладную ценность но были внешне незрелищны, и в то же время добавлены различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Затем кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (значащий для Китая примерно то же, что и Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс “цзуйцзянь” (“опьяневший с мечом”). Комплекс без оружия был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии “Библиотечка журнала `Чжунхуа ушу'”, и стал широко известен в мире…
Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавив зрелищных движений удастся спасти стиль от полного забвения. Рассказывая о создании цзуйцюань, он писал: “Другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер – основное отличие гимнастики ушу от других видов спорта. С точки зрения боевой техники пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы.”
При создании “пьяной” манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это было реализовано за счет того, что при движении в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается. В отличие от прочих стилей ушу, в цзуйцюань направление взгляда не совпадает с направлением движения.

С точки зрения формы цзуйцюань делится на подражание чуть подвыпившему, подражание выпившему лишку, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, изменениях взгляда и скорости перемещений веса в промежутках между движениями. Проявляются они и также в движениях на земле – спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения движений и духа проходят красной нитью сквозь весь
комплекс, проявляя тем самым различные степени опьянения.

Основные методы действий руками в “стиле пьяницы” – это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти – “рука держащая чарку” (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держа чарку).