Серотонин

Человек разумный (Homo Sapiens) в своем развитии прошел большой путь. Мы часто забываем об этом громадном пути, забываем о том, что это миллионы лет эволюции сделали нас такими, какие мы есть.

Человек последние сотни тысяч лет существовал как охотник и собиратель. И всего 150 лет человек живет в условиях промышленной революции.

Тело и психика человека за такой короткий промежуток времени, конечно, не могли измениться, они осталось все теми же, какие и были 100 тыс.лет назад – приспособленными не к жизни в городах, тротуарам, автомобилям и компьютерам, а к жизни в дикой природе.

Наша психика приспособлена к жизни в общине (племени), а поэтому одной из самых важных для нас потребностей является потребность вхождения в иерархию доминирования (власти).

Борьба за социальный статус – это то, к чему мы приговорены природой с самого рождения. Впрочем, к этому приговорены все общественные животные.

Больше того, именно эта борьба за статус (власть) сделала нас разумными.

Как доказано исследователями (Дунбар, 1992 г.), у обезьян объем коры головного мозга напрямую связан со средним размером группы.

Обезьяны постоянно наблюдают друг за другом, помнят все стычки, отмечают взаимоотношения других обезьян группы между собой.

Жить в группе выгодно – легче добывать пропитание, легче защищаться от хищников.

Но размер группы обезьян не может превышать умственные способности каждой особи по отслеживанию взаимоотношений между членами сообщества. Чем крупнее группа, тем больше требуется объем памяти и тем больше должно быть развито мышление.

Это нужно для того, чтобы особь могла в какой-то мере предсказывать поведение сородичей или управлять ими.

Обычно под иерархией понимается линейный тип – существует главная особь (“альфа”), которая держит в подчинении всех остальных. Следующая особь подчиняется только вожаку – “альфе”. Следующая подчиняется только номеру 1 и номеру 2, и так далее.

Но у обезьян более сложная иерархия: зверь “А” может доминировать над “Б”, “Б” – над “В”, но “В” доминирует над “А”.

Человек сохранил такой же тип иерархии: один и тот же мужчина может быть на работе лидером (директором), в спортивном клубе может быть игроком среднего класса, а дома он может и вовсе занимать нижнее положение, во всем подчиняясь жене и дочерям.

Т.е. в современном обществе каждый человек может быть частью не одной иерархии, а нескольких.

Необходимая черта каждого организма, живущего в социальной иерархии – способность контролировать свои эмоции.

Это осуществляется за счет особых механизмов возбуждения и торможения, которые происходят в коре головного мозга.

Для передачи сигнала между нервными клетками всего организма используются особое вещество – серотонин.

Повышение уровня серотонина приводит к усилению деятельности. Снижение уровня серотонина тормозит активность.

Этот универсальный механизм возбуждения и торможения широко используется в природе: им пользуются все – от плоских червей и моллюсков, до человека.

А теперь мы переходим к самому интересному.

Оказывается, что если обезьяне искусственно повышать уровень серотонина, то это приводит к резкому росту ее статуса, вплоть до “альфы” (Рэлай, 1991).

Такая особь становится спокойной, уверенной, целеустремленной. У нее выпрямляется осанка, взгляд становится прямым.

Похожие результаты обнаружены и для людей: подтверждено, что повышение уровня серотонина способствует продвижению человека вверх по карьерной лестнице (Гарднер, 1998).

Низкий уровень серотонина, наоборот, делает обезьяну в целом покорной, но импульсивной (подверженной вспышкам агрессии).

Исследования человека подтвердили эту же закономерность: высокая импульсивность (истеричность) оказалась и свойственна людям, имеющим низкий уровень серотонина.