Шаолиньский монастырь как центр боевых искусств и злобные маньчжуры, которые его сожгли
Тема монахов-воинов всегда была источником определенных мифов, и я отсылаю читателей к работам А.А.Маслова, в которых он дал объективную оценку Шаолиньскому монастырю.
До начала XVI в. о монахах Шаолиня известно немного, в распространенных \”рыцарских романах\” типа \”Речных Заводей\” их нет, а история времени династии Тан сводится к тому, что монахи отбились от группы мародеров, а затем 13 из них помогали будущему императору Ли Шиминю захватить второго претендента на трон. Широко известна история о том, как шаолиньские монахи помогали минскому генералу Ци Цзигуану бороться с японскими пиратами вако. В действительности же речь шла не о регулярных отрядах монахов, а о двух людях с дипломом Шаолиньского монастыря, которые привлекались в качестве инструкторов для обучения войск. При этом при первой встрече друг с другом каждый из двоих пытался объявить другого самозванцем. Кроме этого, если мы сопоставим то, что мы знаем о шаолиньском направлении ушу, с тем, чему и как учил своих воинов Ци Цзигуан (например, групповой работе воинов с длинными копьями), то поймем, что основополагающей роли \”монахи\” не сыграли.
Нет в официальных летописях информации о сожжении Шаолиньского монастыря или каких-либо карательных мерах против него. Горел монастырь неоднократно, но исключительно по естественным причинам, так как в деревянный комплекс, расположенный на вершине холма, часто попадала молния. То есть горела деревянная часть построек, а каменный фундамент обычно оставался целым. Легенда же о сожжении монастыря и чудом оставшихся в живых нескольких монахах, разнесших учение по стране, вошла в \”мистическую историю\” нескольких школ \”нового времени\”, возносящих свою историю к Шаолиню и связанных при этом с тайными обществами, ведущими борьбу с Цинской династией. История о сожженном монастыре являлась как бы дополнительным фактором, призванным подстегнуть в адептах стиля желание отомстить не только за произвол дней нынешних, но и за прошлые дела.
Остатки каменных фундаментов, сохранившиеся до наших дней, развенчивают и легенду о \”коридоре смерти\” как о серии сложных технических приспособлений-препятствий, которые монах-воин должен был преодолеть на \”выпускном\” экзамене. Дело не только в том, что дальневосточная техническая культура того времени не отличалась наличием сложных человекоподобных автоматов, но и в том, что, будь такие устройства в наличии, для их размещения, управления ими и технического обслуживания нужны были бы дополнительные помещения. А это наложило бы свой отпечаток на планировку подвалов.
Традиционные тренировочные снаряды Дальнего Востока, кстати, достаточно просты. Даже \”деревянный человек Вин Чун\” является уже достаточно сложным приспособлением по этим меркам. Здесь же речь идет о сложных самодвижущихся манекенах.
Кроме того, авторы подобных легенд обычно недопонимают того, зачем в монастыре все-таки занимались воинскими искусствами. Они рассматривались как своего рода приложения к медитации, комплексный тренинг духа и тела, позволяющий расширить знания об энергетике и дать бродячему монаху минимальные навыки самообороны. При этом подобный уклон Шаолиньского монастыря достаточно часто порицался другими буддийскими иерархами, которые считали, что задача монаха – обеспечивать безопасность страны на мистическом уровне, а не махать кулаками.
- mma
- 29 мая 2012 01:23