ПЛАСТУНСКИЙ ПРIКЛАД.

ПЛАСТУНСКИЙ ПРIКЛАД.

Пластун, Джигит – профессиональный воин, овладевший приемами рукопашного боя.
Основные техники Прiклада сохранились в среде особых казачьих подразделений – пластунов, представлявших собой особые воинские подразделения, которые по современной терминологии смело можно назвать «казачий спецназ».
Прiклад (ударение на первый слог) – значит «Пример» пластунского рукопашного боя. Его элементы мы с Вами можем наблюдать в украинском «Гопаке» и кавказской «Лезгинке», основных боевых танцах наших предков.
Прiклад – это жесткая, даже можно сказать жестокая скоростная атакующая сечевая система боя, в корне отличная от всех известных в настоящее время боевых систем.
Основой этой системы является своеобразная техника движения, которая в среде казачества получила название «Гоiдок», в переводе на русский язык означающая «Качание Маятника».
Элементы маятника мы можем наблюдать в русских системах под названием «Покач», «Притоп», в иранской национальной борьбе «Кушти», чеченском «Зикре» и ряде восточных боевых систем. Однако, только Прiклад базируется чисто на маятниковых движениях.
Принцип Маятника и есть отражение древнего понятия «АС-СА», которое проявляется через движение от одного края к другому, туда и обратно, примерно так, как работают наше дыхание или сердце.
Маятник – и есть ключ к открытию Духа. При его качании происходит осознание собственного «Я» («Ас»).
Возможности Маятника – неограниченны, т.к. позволяют создавать в определенных участках тела бойца зоны напряжения и их сброс, что придает движениям человека упругость, резкость и жесткость. В этом случае акцент делается уже не на мышцы, а на сухожилия, а сами движения, в отличие от других боевых систем – не акцентируются на каких-то конечных положениях конечностей (максимальный разгиб, растяжка, сгиб, напряжение), а базируются на средних, наиболее физиологических, естественных, всегда чуть полусогнутых положениях рук и ног. Единственная сложность в овладении маятниковыми движениями (да и то лишь на начальном этапе обучения), составляет чувство «Натяжки», ощущение оси (направления) движения, за счет которой происходит создание и сброс напряжений, а также ускорение или торможение движений.

Натяжка – это состояние, когда мышцы тела внешне расслаблены, но присутствует внутреннее натяжение, которое как бы настораживает мышцы, подготавливая их к работе. Чуть-чуть напряжены хордовые мышцы, идущие вдоль позвоночника. Хорда становится «передающим органом» от «сенсоров» (руки, ноги, голова, туловище) к центру тяжести.
Натяжку можно представить состоянием готовности к движению, подобно сжатой пружине, готовой разжаться с огромной силой. Это состояние в целом напоминает строевую солдатскую стойку «Смирно».
Может возникнуть вопрос, а что же надо натягивать, мышцы или какие-либо другие структуры нашего тела?
Попробуем рассмотреть этот момент чуть глубже.
Наши мышцы, в большей мере, чем какие бы то ни было другие телесные образования, заслуживают названия ткани, присвоенного им на научном языке. Действительно, мышечная ткань, как и подобает ткани, вся состоит из тонких нитей (так называемых мышечных волокон); только эти нити в ней не переплетены между собой, а лежат параллельными пучками, как хорошо расчесанные волосы. Тончайшие ниточки скелетной мышцы – это сухожилия и связки, не превосходящие в толщину женского волоса, упругорастяжимые, словно резиновые. Каждая из этих нитей обладает способностью сокращаться при действии на нее со стороны нерва, т. е. становиться в течение этого действия короче (на 20-30 %) и туже, неподатливее к растяжениям. Между отдельными связками есть некоторые различия, но они невелики, не больше, чем между разными резиновыми трубками: потолще или потоньше, потуже или послабее, и только. Из наборов сотен таких волокон и состоят все наши скелетные мышцы; каждое волокно в них – крохотный элементарный двигатель. Цельную крупную мышцу вроде, например, бицепса руки можно рассматривать как своего рода многоцилиндровый агрегат с параллельно включенными цилиндрами.